Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Один из первых сибирских городов Нарым: основание, процветание, угасание

Один из первых сибирских городов Нарым: основание, процветание, угасание

Ознакомительный фрагмент. Полный текст работы и сопроводительные материалы - в Приложении

Введение

Мы живем в городе Томск, который носит почетное звание «Город трудовой доблести». Он был основан в 1604 году. В то время в Сибирской губернии были и другие города, старше Томска, которые с течением времени либо изменили свой статус, либо совсем исчезли.

Я задалась вопросом – как город становится городом и по каким причинам он может потерять свой статус.

Рассмотрим – это на примере села Нарым, которое является одним из первых Сибирских городов, кроме того село включено в список исторических населённых мест Российской Федерации.

Гипотеза - я предположила, что Нарым мог потерять статус города в связи с изменением экономических и логистических предпочтений государства, труднодоступности в определенные времена года (географическим положением)

Актуальность темы, я думаю очевидна. Одной из современных задач государственной политики РФ является воспитание гражданина России. В содержание воспитания гражданина и патриота включены такие составляющие как любовь к родным местам, знания истории своей малой родины. Чем полнее и глубже будут знания подрастающего поколения о родном крае, тем более действенными они будут в воспитании уважения к родной земле.

Цель моей исследовательской работы: выяснение (установление) причины изменения статуса населенного пункта

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1.        Изучить историю села Нарым от основания до сегодняшних дней

  2.        Посетить «Нарымский музей политической ссылки»

  3.        Изучить экономику Нарыма в разные временные отрезки

  4.        Установить взаимосвязь исторических событий и статуса Нарым.

Исследователь Далина Галкина в Нарыме у здания Администрации по  ул. Сибирская

Теоретическая часть

География

Село расположено на берегу Оби, рядом с впадением в неё реки Кеть, в 30 километрах к северу от села Парабель и в 425 километрах от Томска.

Нарым центр самых больших в мире Васюганских болот. Название Нарым так и переводится с языка народа ханты – болото.

История основания

Коренное население Нарымского края упоминается в древних источниках с XII века под разными названиями: югоры, остяки (ханты и селькупы), самоеды (ненцы), татары, остяко-самоеды. (Приложение 1.1) Часто используется общее для всех народностей именование «инородцы». Наиболее распространенное слово остяк – это русская огласовка хантыйского сочетания ас ях, что значит «обской народ». Они располагали свои юртовые поселения на разных местах, постоянно мигрируя, добывая зверя и рыбу. [7]

Присоединение территории Сибири к Российскому государству имело неоценимое значение и глобальные последствия. Одной из выгод для государства стала возможность обложить местное население ясаком, то есть податью в натуральном выражении – пушниной («мягкое золото»). Не все инородцы и их предводители соглашались платить подать, в летописях описаны случаи военных столкновений и конфликтов русских служилых людей с местными князьками и ханами, не желавшими подчиняться новому закону.

Возглавлял орду северонарымских селькупов князь Воня – решительный и умный политик. Князь Кичей возглавлял южнонарымских селькупов. Кичей скрепил союз с Воней, отдав свою внучку за его сына Тайбохту. Северонарымский князь мог выставить войско до 400 человек, превосходных охотников и отважных воинов.

После основания Сургутского острога в 1594 году, продвижение на восток русского войска под предводительством Федора Барятинского и Владимира Аничкова было встречено упорным сопротивлением со стороны Пегой орды. Переломить сопротивление удалось только после того, как в плен был захвачен один из сыновей Вони в обмен, на которого от Вони была потребована покорность. Воня принял присягу русскому царю и был обязан платить ясак, но через год князь нарушил клятву.

В 1595 году Борисом Годуновым было принято решение направить на земли племени Вони, для постройки русской крепости, отряд казаков из Берёзова и Ханты-Мансийска под руководством сургутского атамана Тугарина Фёдорова, чьими усилиями там в 1596 году был построен Нарымский острог, который стал первым, из числа основанных русскими, населённым пунктом на территории нынешней Томской области.

Макет Нарымского острога в Нарымском музее политической ссылки.

Сотрудники Нарымского музея и Д. Галкина у витрины с картой С.У. Ремезова.

Царский наказ предписывал возвести Нарымский острог лишь на одну осень, чтобы подвести эти земли «под царскую руку» и собрать ясак. Здесь же сказано, что для города эта территория непригодна, «потому что место дальнее, вода верховая – запасы проводить туда тяжело». Предписывалось после решения задачи острог разорить. Но этого не случилось. Воеводы убедились в необходимости здесь русского присутствия, и в Нарымский острог из Сургута стали присылать для сбора ясака «годовальщиков» из служилых людей. [5]

Затем острог несколько раз переносился на новое место — в 1613 (из-за наводнения) и 1619 (из-за пожара) годах. (Приложение 1.2)

На нынешнее место, за безымянной протокой Оби, ниже самого северного рукава Кети, который позже получил название Нарымская протока, перенесён в 1632 году. (Приложение 1.3) Данное место, также как и предыдущие, обильно подмывалось водами Оби, которые уничтожили несколько десятков жилых домов и церковь, поэтому город стал развиваться в сторону возвышенности, известной под названием Колин бор.

Социально-экономическое развитие

С начала XVII века, а точнее в 1601 году, Нарым получает статус города и становится центром огромной территории. В связи с высоким статусом он получает и свой герб. Сперва на воеводской печати красуется изображение стрелы, поддерживаемой белкой и горностаем. (Приложение 1.4)

Во главе города стояли воеводы, в обязанности которых входило отправление всей полноты власти: они отвечали за налаживание дипломатических контактов с окрестными племенами, которых должны были привести к присяге царю по мере возможности «ласкою», а если те не желали – то и «жесточью». В обязанности воевод предписывалось разведывание других земель, заводить около острога «государевы пашни», сбор налогов с податного русского и аборигенного населения, вершить суд и расправу. Воевода назначался сроком на два года и мог остаться на второй срок. Жалования воеводам не платили, подразумевая, что они прокормятся сами. [6]

Традиционным занятием нарымчан являлось в первую очередь рыболовство, обусловленное огромным количеством рек и озер в крае. В реках и озерах края водилось множество пород рыбы, включая самые ценные: сибирский осетр, стерлядь, нельма, сырок, язь, таймень, линь, сазан, щука, окунь. Рыбная ловля для большинства населения являлась основой выживания в этом суровом крае. Рыбу заготавливали и для себя, и на продажу. Очень часто продажа рыбы составляла значительную часть дохода нарымской семьи. Рыбу ловили в течении всего года, каждый хозяин ловил рыбу для себя. На продажу шли излишки пойманой на ямах осенью стерляди, небольшая часть весенней «вонзевой», рыбы пойманной весной после схода с реки льда в соленом виде. Основную товарную рыбу Нарымского края давали промысловые пески, девять из которых принадлежали Нарыму. Пески, как правило, были фактической собственностью коренных жителей – селькупов и крестьянских обществ. [4]

Князь Н.А. Костров приводит динамику цен на рыбу в Нарыме. «В 1783 г. пуд осетрины стоил здесь от 80 копеек до 1 рубля 50 копеек, в 1793 году от 1 рубля 90 копеек до 2 рублей, в 1803 году до 2 рублей 40 копеек, в 1805 году от 2 рублей 80 копеек до 3 рублей 20 копеек. Пуд щуки продавали в 1783 году по 30 копеек, в 1798игоду по 40 копеек, в 1802 году по 60  копеек, в 1805 году по 1 рублю» [6]

Несмотря на то, что Нарым окружен не только озерами, реками и болотами, но и тайгой, охота не занимала большого значения в жизни нарымчан. Тем не менее, жители Нарыма для себя добывали и лосей, и медведей, охотились с ружьями на птицу, иногда, если повезет, добывали соболей. Охота зачастую сочеталась со скупкой мехов и шкур у коренного инородческого населения. «мещане и купцы вели очень выгодно свои дела, выменивая у инородцев пушной товар на хлеб и другие предметы, а потом продавая его в Томске, Ирбити и Нижегородской ярмарке. Для этого они сами и приказчики их выезжали осенью в известные пункты по рекам Кети, Тыму и Васюгану, где инородцы уже ожидали их в зимних юртах. Прибыв к таким юртам, торговцы снабжали инородцев полезными товарами, по их требованию, в кредит до декабря месяца или до возвращения с промыслов зверя. (Приложение 1.5) Каждый торговец имел своих покупателей и старался сколько мог возбудить в инородцах и поддержать хорошее о себе мнение тем, что он покупает пушные товары дороже своих товарищей, а свой товар продает дешевле их. Со своей стороны, инородцы не покупали товар у разных торговцев, а преимущественно у одного, пока по каким – либо неприятностям не переходили в руки другого… Таким образом. Торговля была меновая и считалась прибыльною для обеих сторон, хотя простодушные дикари были очень часто в накладе». [6]

Немыслимым для нарымской семьи было отсутствие усадьбы со значительным участком земли, занятой под огороды и грядки. Практически в каждой семье держали коров, овец, лошадей, домашнюю птицу. Свиней в Нарыме практически никогда не держали, так как их нечем было кормить. Крупный рогатый скот, лошадей, овец в зимнее время кормили сеном, летом выпускали кормиться травой на улицу. Животных и птиц содержали в больших количествах в теплых стайках для скота, построенных около домов. Они служили источником мяса, молока, масла, шерсти. Шкура и кожа животных использовались для изготовления одежды и обуви. Огороды нарымчан давали хорошие урожаи, так как местные жители в качестве удобрения использовали много навоза.

Для обеспечения населения города инвентарем, существовал в Нарыме и особый слой людей – ремесленников, которые занимались ремонтом и изготовлением нехитрого скарба из железа, кожи, тканей дерева для местных жителей. К этому слою относились люди таких профессий, как портной, сапожник, слесарь, плотник, столяр, кузнец, печник.

Еще одним важным занятием жителей Нарыма являлась заготовка в урожайные годы в тайге кедрового ореха, ягод. Позже, в царской России 19 века, в марте – апреле часть населения была занята рубкой дров для пароходов, курсировавших по Оби. Горожане, у кого были большие по местным меркам средства, скупали кедровые орехи у населения и продавали их оптом, также они являлись подрядчиками при поставке дров и льда на пароходы.

Из нарымских торговцев наиболее известна династия купцов Родюковых. Наиболее известным среди Родюковых был купец 2-ой Гильдии Семен Алексеевич Родюков. Он занимал важнейшие посты в городе Нарыме: в 1783 году – выборным, в 1788 году – словесным судьей, в 1794 – 1797 годах – ратманом, должностным лицом в органах местного самоуправления, а с1812 по 1815 годы депутатом по мирским повинностям и городским головой. Первоначальное состояние С.А. Родюков заработал на торговле хлебом. [4] Родюковы взяли в свои руки местную хлеботорговлю, поставляя большие партии хлеба из Колывани в Нарым, занимались грузоперевозками из Томска в Тюмень и обратно, активно занимались торговлей вином. С.А. Родюков пожертвовал на ополчение в войну 1812 года 500 рублей, за что был представлен к награждению бронзовой медалью. Правнук С.А. Родюкова – Алексей Доримедонтович Родюков был одним из самых богатых купцов Томской губернии.

Дом на центральной ул. Нарыма - улл. Куйбышева (Крестовоздвиженской)

В конце XVIII века была проведена пятая по счету ревизия, которая показала, что численность купечества в городах и уездах Западной Сибири на 1 января 1798 года составляла 1226 единиц мужского пола, причем в Нарыме их насчитывалось шестьдесят человек. Таким образом Нарым того времени можно с уверенностью назвать купеческим городом, который дал видных купцов и купеческих династий не только в рамках Сибирского региона, но и в целом, Российской империи.

В 1819 году Нарымская городская дума подала прошение томскому гражданскому губернатору о её упразднении из-за недостаточности собираемых городских доходов. Прошение было удовлетворено, и из органов городского управления была оставлена одна ратуша. В 1822 году Нарым стал заштатным городом Томской губернии, а в 1834 году ратуша была закрыта и управление городом перешло к старосте.

Постепенно военное значение Нарыма отходит на второй план, с первой трети XIX века на ведущие позиции выдвигаются административные и торговые функции. С 1827 года ежегодно на протяжении около сорока лет с первого мая по двадцатое июня в Нарыме проводилась переведенная из Тогура по местным понятиям шумная и богатая ярмарка, для проведения которой были построены специальные торговые ряды, в которых насчитывалось 26 лавок. [5] Утрата Нарымом военного значения предрешила судьбу его крепости – она постепенно пришла в упадок и была окончательно уничтожена. Казачьи воинские команды, которые насчитывали в XIX веке 85 человек, были окончательно упразднены в 1882 году, это было последнее напоминание о военном предназначении Нарыма.

Нарым не заслуживал в XIX – начале XX вв. звания города и по своему экономическому состоянию. Он не имел ни промышленных, ни крупных торговых заведений, ни городского хозяйства. Бюджет города увеличивался чрезвычайно медленно. В 1888 г. доход составил 3760 рублей, расход 4826 рублей, в 1906 г. – 5320 и 4117 рублей, в 1916 г. – 3524 и 3524 рубля. Основные доходы получались с аренды городских земель и выдачи торговых свидетельств, расходы шли на управление городом, содержание полиции, благоустройство, городское училище.

Состав жителей претерпел изменения после революции 1905–1907 гг., когда Нарымский край снова после 1874 года превратился в место царской ссылки. В 1908 году на 1180 жителей Нарыма приходилось 328 человек политических ссыльных. В 1914 году политических ссыльных уже было 65. Во время первой мировой войны политические ссыльные выехали в Томск. [4]

Один из домов, где проживали политссыльные. 

Дом Алексеевых, в котором квартировал политссыльный Джугашвили (Сталин)

Интерьер дома Алексеевых, комната политссыльных.

Фрагмент памятника И.В. Сталину, который раньше стоял во дворе музея.

С приходом в 1917 году к власти большевиков, а затем и образования Союза Советских Социалистических Республик в 1930 году стало меняться и социально-экономическое развитие города. 1917–1921 гг. в Нарыме связаны с установлением Советской власти, подавлением кулацких мятежей, не обошла стороной Нарым и гражданская война.

В самом Нарыме во время становления Советского государства формируется новый социально-культурный облик, поскольку ссылка в Нарымский край не прекращается после 1917 года. Вместе с тем в 1920- 1923 гг. новой властью в северные районы Сибири, к которым относится Нарым, направлены средства для улучшения материального положения населения и развития промыслов. В ходе этой компании в 1921 году жители Нарыма получили 156 500 рублей. [9]

Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года «Об утверждении списка городов Сибири» город Нарым Томской губернии преобразовать в село [9], закончилась 324 летняя история Нарыма как города.

В 1928-1929 гг. открыты четыре школы-интерната для детей селькупов и хантов. Для взрослого коренного населения появились пункты ликвидации безграмотности, красные чумы. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения завершилась в 1937 году.

В Нарыме начинается процесс кооперации. В 1926 году создается рыболовецкая артель «Красный рыбак». Весной 1931 года к «Красному рыбаку» добавилось еще три рыболовецких артели. (Приложение 1.6) К 1939 года завершается процесс коллективизации промыслового хозяйства края.

На 1 марта 1931 года само село Нарым выглядело следующим образом: «1404 жителя, сельский совет, четырехкомплектная школа I ступени, народный дом, изба-читальня, врачебный пункт, библиотека, радиоустановка, интегральный кооператив, торгово-заготовительный пункт «Союз пушнины», лесрабкооп, 4 колхоза (2 рыболовецких, 1 животноводческий, 1 кустарно-промышленный). Перспективы Нарыма главным образом в лесной промышленности. Намечается постройка крупного лесопильного завода». [12]

В 1931 году в рекордно короткие сроки построены и введены в действие Нарымский Шпалозавод и Парабельский леспромхоз, на которых трудились тысячи спецпереселенцев.

На развитие сельского хозяйства в Нарымском округе выделяется громадная по тем временам сумма 12, 7 млн. рублей. В годы третьей пятилетки (1938-1942гг.) на территории, подчинённой Нарымскому сельсовету, активно развивались и действовали колхозы «Пушник Севера», им. Сталина, им. Микояна, им. Белявских, им. Куйбышева. Но все-таки, главными отраслями в Нарыме остаются лесная и рыболовецкая промышленности.

Весна 1941 года принесла Нарыму небывалое наводнение, вешние воды прорвали плотину, в результате чего очень быстро практически все село было затоплено. Жители села не могли себе представить, что самое страшное испытание впереди.

В годы Великой отечественной войны нарымчане отправились защищать Родину на поля сражений, 300 человек ушли на фронт, не вернулись обратно 217. Не только смелыми и отважными войнами сибиряками был прославлен Нарым в годы Великой войны, но и своими тружениками тыла. Жители Нарымского округа поставляли стране рыбу, мясо, хлеб, древесину, пушнину, лекарственные растения.

В январе 1942 года на собрании трудящихся было принято решение максимально возможно увеличить добычу рыбы с целью создания «красного обоза» для чего необходимо было расширить границы промыслов, изготовить больше орудий лова, увеличить рыбацкий флот. Лозунгом рыбаков стал призыв: «Каждый лишний килограмм рыбы – новый удар по врагу». В декабре 1942 года «красный обоз» в 2100 подвод прибыл в Томск, он доставил практически 610 тонн рыбы, которая была предназначена рабочим Кузбасса. (Приложение 1.7)

В 1944 году из Новосибирской области была выделена Томская область, село Нарым стало входить в Парабельский район Томской области.

Если еще в недавнем прошлом Нарым славился богатством ценного пушного зверя и обилием в своих водоемах промысловых пород рыбы, то в послевоенное время помимо традиционных для Нарыма занятий, получают активное развитие такие отрасли, как лесодобывающая и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, животноводство, пчеловодство, что требовало привлечения в село молодых специалистов, который обеспечил рост среди населения людей с высшим и средне-специальным образованием.

Коренным образом социально-экономическое развитие Нарыма меняется после завершения Великой Отечественной войны. Период с 1950- х по 1980-е гг. являлся для Нарыма временем бурного роста и расцвета села. Основа экономики Нарымского сельского поселения, как и прежде оставалась лесозаготовка и лесопереработка.

В 1980-е годы ручная валка леса стала постепенно заменяться работой машин. На Шпалозаводе запущен в строй новый лесопильный цех, который увеличивает рост товарной продукции.

Главная культурная достопримечательность Нарыма – Нарымский музей, который был основан в 1938 году по решению Новосибирского обкома партии как Музей имени И.В. Сталина (Приложение 1.8)

Нарымский музей политической ссылки.

Заведующая отделом Нарымский музей политической ссылки Н.В. Чебыкина работает с исследователем Д. Галкиной.

Существовало распоряжение Министерства речного флота о трехчасовой стоянке пароходов в с. Нарыме, для того чтобы пассажиры имели возможность посетить музей.

С весны 1981 года между Нарымом и районным центром в судоходный период было налажено постоянное водное сообщение при помощи «речного трамвая» «Заря», что дало возможность жителям села без особых проблем добираться до с. Парабель. [9]

В 1970-1980 гг. Парабельский район стал третьим нефтеносным районом в области. С вводом в эксплуатацию нефтеносных месторождений, совхоз «Нарымский» стал обеспечивать нефтяников сельхозпродукцией. Благодаря этим двум крупным предприятиям происходит экономический рост села, строится новый поселок лесозаготовителей в Заполойной части старого Нарыма. Новые дома брусчатые двухквартирные дома с огородом, полисадом и летним водопроводом принимают своих новоселов. Сельский совет осуществляет благоустройство села, строятся деревянные тротуары. В 1982 году в Нарыме строятся ремонтно-строительные мастерские, детский сад, гараж, столовая, построена больница, оснащенная современным на тот момент времени медицинским оборудованием, в больнице работает высококвалифицированный медицинский персонал. [9]

После распада СССР для Нарыма, как в целом и всей страны начинаются очень тяжелые времена. Закрываются совхозы, прекращает свое существование леспромхоз, происходит закрытие Нарымского аэропорта, поскольку авиаперевозки признаны убыточными, часть населения села остается без работы и покидает Нарым. Население Нарыма активно занимается рыбной ловлей, часть пойманной рыбы оставляют себе, большая часть рыбы идет на продажу.

В начало нового тысячелетия село шагнуло с надеждой на то, что десятый сибирский острог не прекратит своего существования, как это случилось с многими деревнями и поселками его края. В этот период снова открывается детский сад, завершается строительство новой кирпичной школы, многие выпускники которой успешно сдают вступительные экзамены в ведущие ВУЗы Сибирского региона.

В ХХ веке Нарым неоднократно менял свой облик. Сначала – потому что активно застраивался, потом – в результате переживаемого кризиса. Но разглядеть за позднейшими напластованиями былой Нарым все еще не составляет труда, но несмотря на все это, от старой застройки Нарыма осталось немного.

В 2016 г. принято решение о строительстве деревянного храма на месте бывшего Крестовоздвиженского собора. На сегодняшний день строительство храм в Нарыме так и не начато.

Продолжение работы и сопроводительные материалы - Приложении