Родюковы. Заметки к истории рода.
ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ РОДА.
Родюкова Ольга Валериановна
г. Санкт-Петербург
Ольга Валериановна Родюкова. 7 января 2012 г.
Немного о себе
Родилась 7 ноября 1953 г. в городе Иркутске в семье военнослужащего. В августе 1958 года наша семья переехала в Краснодар. После окончания десятилетки поступила в Краснодарское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова на отделение истории и теории музыки, и уже на втором курсе (с 1 сентября 1972г.) начала свою трудовую деятельность как преподаватель сольфеджио, элементарной теории музыки и музыкальной литературы. Училище окончила с отличием и получила квалификацию - преподаватель музыкальной школы по музыкально-теоретическим дисциплинам и общему фортепиано. Ещё учась в школе, серьёзно интересовалась не только литературой, различными видами искусства, но и историей (в старших классах посещала факультатив по истории и входила в лекторскую группу).
В августе 1976 года наша семья переехала в Ленинград, где я и продолжила свою музыкально-педагогическую деятельность. В июне 1979 года я поступила на работу в Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, которая в 1993 году была переименована в Российскую национальную библиотеку (РНБ). Без отрыва от производства (с 1980 по 1985) училась и успешно завершила обучение в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской на библиотечном факультете (специализировалась как библиотекарь-библиограф по художественной литературе и искусству).
В Отделе нотных изданий и музыкальных звукозаписей я проработала 27 лет, затем работала в Фонде справочной литературы (ЦСБ) и, наконец, закончила свою трудовую деятельность в Российской национальной библиотеке 28 февраля 2013 года в Отделе обработки и каталогов (группа организации каталогов – участок ведения и редактирования алфавитных каталогов на иностранных европейских языках). За 34 года службы в столь славном заведении, занималась не только производственной, но и методической, а также и исследовательской работой. Мною подготовлено и выпущено много изданий в области музыкальной библиографии, например: «Каталог иностранных нот и книг о музыке, поступивших в ГПБ в 1985; … 1986; … в 1987; … 1988» (Всего 4 выпуска), «Ленинград в музыке» (1987), «Прижизненные издания произведений композиторов «Могучей кучки», хранящихся в ГПБ» (1990), «Юсуповская коллекция. Выпуск 1» (1994), «Юсуповская коллекция. Выпуск 2» (1994), «Исторически ценные немецкие книги и другие издания в фондах РНБ (по проекту Б. Фабиана)» (2001; 2 авторских статьи), «Георгий Свиридов: Полный список произведений» (2001), «Сводный каталог российских нотных изданий: XIX век (1-я четверть)» (2005), «Сводный каталог российских нотных изданий: XIX век (1-я четверть): Приложение - УКАЗАТЕЛИ» (2005), «Юсуповская коллекция» (2008). Принимала участие в разработке «Российских правил каталогизации», занималась комплектованием фондов и другими работами…
Желание заняться родословной возникло в тот момент, когда случайно (?) прочитав в энциклопедическом издании статью о нашем роде, столкнулась с поверхностным, а часто и ошибочным, изложением фактов жизни и деятельности представителей нашей семьи.
В мае 2010 года начала заниматься сбором материала. После прочтения книги М. М. Богдановой о декабристе-крестьянине П. Ф. Дунцове-Выгодовском, в которой давалась такая «яркая» характеристика нашему роду, что моё желание докопаться до истины ещё больше окрепло. Приведу некоторые цитаты из книги, так как в дальнейшем это будет связано с историей нашей семьи и рода.
1-я цитата
«Небезынтересно заметить, что кулацкая «династия» Родюковых оказалась очень живучей: насчитывая несколько поколений, она процветала и благоденствовала в Нарыме до самых последних предреволюционных лет. Об этом есть сведения в воспоминаниях местного жителя Г. Г. Пушкарёва – сына хозяйки дома, где квартировал В. В. Куйбышев, будучи в нарымской ссылке в 1910-1912 гг. Пушкарёв рассказывает, что Родюковы и им подобные хищники как пауки, сосали кровь бедняков. Они были крупными торговцами скотом, пушниной, хлебом и другими продуктами. Политические ссыльные во главе с тов. Куйбышевым неоднократно убеждали местных жителей в необходимости открыть кооператив, говоря: «зачем вам переплачивать разным Родюковым».
2-я цитата
«В Нарымском крае кроме Выгодовского и Мозгалевского некоторое время находились участники польских революционных событий 1830-1831 гг. <…> Мы знаем, что заключительный этап биографии Выгодовского связан с польскими ссыльными иркутской колонии, которые приняли посильное участие в судьбе престарелого декабриста. Тот факт, что поляки оказали приют и товарищескую помощь последнему декабристу, оставшемуся умирать в Сибири, является примером дружбы и братства представителей русского и польского народов, встретившихся в сибирском изгнании. Это одна из неизвестных страниц истории русско-польской дружбы».
3-я цитата
«Мы уже отмечали, что Выгодовский не всегда прав в своих рассуждениях и выводах. Ошибочны его представления о роли Ермака, зачинателя дела присоединения Сибири к русскому государству. Он видел в нём только жестокого завоевателя. <…> Из поля зрения Выгодовского ускользало прогрессивное значение деятельности Ермака – одного из первых отважных наших землепроходцев и открывателей новых земель».
И, как выяснилось, Мария Михайловна Богданова оказалась хоть и очень дальней, но всё же нашей родственницей.
Принцип, который был положен мной в основу данной работы
«Первая задача истории – воздерживаться ото лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятости»
Цицерон
И как пишет томский историк Владимир Геннадьевич Волков в 11-м выпуске альманаха «Тобольск и вся Сибирь» посвящённого Нарыму о том, что «Именная книга Нарыма – уникальный и своеобразный летописный свод. Она сохраняет память о людях минувших эпох, разных национальностей, занятий, образа жизни и мысли. Далеко не все из них были созидателями. Ну что ж! История пишется не только светлыми, но и тёмными красками. Будем воспринимать её такой, какая она есть. Ведь это история наших предков».
В 2011 году работа по сбору материала была мною приостановлена по семейным обстоятельствам. После годового перерыва, мы с сестрой обратились (в конце марта 2012 года) в Томский областной краеведческий музей с предложением передачи музею материалов, которые могли бы пригодиться для мероприятий, посвящённых празднованию 200-летного юбилея Отечественной войны 1812 года. С этого момента началось наше общение и передача собранной информации.
В сентябре 2012 года в Томске прошла международная научно-практическая конференция «Шатиловские чтения – 2012». Так как я не смогла приехать лично на этот форум, то принимала в нём заочное участие. Доклад под названием «К истории семьи Родюковых» был любезно отредактирован и представлен Еленой Анатольевной Андреевой (старшим научным сотрудником Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова). За что я ей очень благодарна.
В 2013 году вышел сборник «Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова: материалы международной научно-практической конференции “Шатиловские чтения – 2012”, 25-28 сентября 2012 г. сб. статей/науч. ред. А. Г. Тучков. Томск, 2013. Т. XVIII». В этот сборник вошёл и наш доклад (с. 314-328).
Формат сборника не позволил представить в полном объёме информацию о некоторых членах и семьях нашего рода, о новых фактах, документах, фотографиях, находках. Так, например, в статье о служилых Родюковых, написано всего семь строчек. Удалось найти много интересных документов о сыновьях нашего пращура Артемия Григорьевича и о его родном брате - Семёне Родюкове.
В статье большой объём (но не весь, который удалось собрать в последнее время) посвящён Алексею Доримедонтовичу Родюкову (старшему брату нашего прадеда Александра Доримедонтовича), но не вошли материалы о другом брате - Николае Доримедонтовиче.
В представленных подборках содержится лишь часть проделанных изысканий. Поиск продолжается…
21 ноября 2014 г. Санкт-Петербург
Полный текст - в приложении.