А.С. Ворошилова СВЯЩЕННИК ЧУЛЫМСКИЙ ТАЙГИ И ЕГО ПАСТВА НАЧАЛА XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ КЛИРОВОЙ ВЕДОМОСТИ О СОСТОЯНИИ ЦЕРКВЕЙ ТОМСКОГО УЕЗДА)
При реконструкции "религиозного пространства" применима концепция культурного ландшафта, что позволяет системно исследовать пространственное измерение культуры. На эту концепцию опираются исследователи, изучающие историю православия на Среднем Урале[1]. Манькова И. Л. связывает Урал и Сибирь с переселенческими волнами, которые отчасти формировали культурный ландшафт[2]. В рамках данного исследования это особенно актуально, поскольку оно затрагивает период 1907-1917 гг., когда в Сибирь в результате переселенческой политики Столыпина приехало значительное количество выходцев из разных регионов России. В этом направлении сравнительно недавно начала работать группа томских исследователей[3].
Реконструкция "религиозного пространства" невозможна без изучения социальных сетей, которые формировались в процессе взаимодействия членов церковно-приходских общин друг с другом. Поскольку базисными элементами церковно-приходской общины являлись церковь, прихожане и священник, то именно их характеристика позволит сделать некоторые выводы о приходе в целом. Особое место в этой цепочке занимает священник, ведь именно перед ним стояла важная государственная задача по духовно-нравственному воспитанию прихожан. В этом отношении особенно важно насколько эффективно священник справлялся со своими обязанностями и в какие условия был поставлен? [4] Необходимую для этого информацию можно извлечь из материалов фонда Томской духовной консистории[4], который включает журналы заседаний консистории[5], ведомость о приходе церковно-денежных сумм[6], исходящий журнал[7] и др. Важным источником информации для характеристики церковных приходов стали «Клировые ведомости о состоянии церквей Томского уезда». Клировая ведомость представляла собой обязательный приходской документ, который составлялся один раз в год в двух экземплярах и предназначался церковному начальству для управления епархией. Эта ведомость велась причтом церкви с замечаниями местного благочинного[8]. Непосредственно для данной статьи была взята Ведомость о состоянии церквей Томского уезда за 1907 год[9]. В ней содержатся достаточно подробные характеристики церквей в различных населенных пунктах, а также информация о священниках и прихожанах.
Каждая ведомость включает в себя несколько групп данных:
1) материально-хозяйственное обеспечение (наличие зданий: хозяйственного назначения, жилые дома священнослужителей, учебные заведения; и земель, принадлежащих церкви; количество и состояния церковной утвари и принадлежностей, есть ли при церкви библиотека, пользовались ли ей прихожане, иногда указывалось количество экземпляров библиотеки и насколько редкими они являлись)
2) сведения о доходах духовных лиц и содержании церкви в целом
3) географическое расположение церкви, её удаленность от ближайших соседних населенных пунктов (как правило, указывалась река, которая находилась наиболее близко, расстояние в верстах от Консистории, центра Благочиния и ближайших церквей, так же могла содержаться информация о трудностях сообщения и наличии препятствий к этому)
4) содержание притча церкви (краткие биографические сведения о служащих в церкви духовных лицах: семейное положение, послужной список, сведения об образовании, привлекался ли к суду, если да, то за что)
5) информация о прихожанах (количество дворов, половая, сословная, религиозная принадлежность, указывалось так же количество отсутствующих на исповеди и причастии в течение года и причины этому – малолетство, нерадение, склонность к сектантству, отлучка)
С помощью этих данных можно провести частичную реконструкцию церковно-приходской общины. Информация о материальном обеспечении позволяет представить церковь как хозяйственный комплекс со своими землями и зданиями. Наличие библиотеки и учебных заведений может служить основанием для оценки образованности, а помещенное в ведомость описание географического расположения церкви, а также степени удаленности церкви от Консистории, центра Благочиния и ближайших церквей может служить основой для картографирования при выстраивании религиозного ландшафта. Кроме того, местоположение отчасти влияло на активность жизни прихода, ведь совершенно очевидно, что чем больше церквей в приходе и чем ближе они по отношению к населенным пунктам, тем более часто её будут посещать прихожане, а священнику будет легче выполнять свои обязанности. Сравнение ведомостей нескольких церквей Благочиния №3 Томского уезда за 1907 год демонстрирует возможность использования финансовой информации о духовных лицах и церкви в целом. В частности, далее сравниваются: Церковь в селе Ново-Кусково во имя Божией матери, нарицаемой Казанской, церковь села Пышкинского Живоначальной Троицы (далее именуемая Святотроицкая) и частично привлечены материалы из ведомости о церкви села Ново-Рождественского во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эти церкви имеют больше сходных черт, чем различий, к тому же располагались в одной волости (за исключением Ново-Рождественской), но тем не менее, разница в их финансировании была значительна.
Казанская и Святотроицкая церкви построены примерно в одно время с разницей в год «тщаянием прихожан»[10. Л. 87-88]. Это говорит о том, что церкви достаточно старые и уже сформировали вокруг себя определенную «аудиторию» верующих о чем свидетельствуют статистические данные о прихожанах, помещенные в рассматриваемой ведомости. При церкви в Пышкинском дворов 597 с населением в 4601 чел., из которых 50% исповедовались и причащались, а процент раскольников составил 1,4. В Ново-Кусково дворов 504, всего населения 3910 чел., причащались и исповедовались из них 44%, а раскольников уже 5%. Данная статистика может служить основанием для оценки эффективности деятельности священника, поскольку подсчет количества отсутствующих на исповеди и причастии дополнялся указанием причин этому, среди которых можно выделить, как объективные (малолетство, отлучка), так и субъективные (нерадение и склонность к сектантству). Связь между последней группой причин и деятельностью священника очевидна. Так, например, в Пышкино-Троицкой церкви количество отсутствующих по нерадению составило 27% от общего числа жителей, а в Казанской (содержание которой было в два раза ниже) 35%. В церкви села Ново-Рождественнского наличие отсутствующих на исповеди по нерадению вообще не замечено, а процент регулярно причащающихся и исповедывающихся при населении в 2035 человек составил 76%. Стоит отметить, что при небольшом количестве жителей на содержание причта данной церкви из Государственного казначейства выделялись значительные средства - священнику 500 руб. в год, псаломщику - 175 руб.
Помимо этого приведенные данные в дополнении с финансовой информацией, так же помещенной в клировой ведомости позволяют сделать некоторые рассуждения о доходах православного сельского священника в Сибири, что так же отчасти влияло на эффективность его работы. В селе Ново-Кусковском жалование священника составляло 140 руб. в год, псаломщика – 40 руб. В то время как в Пышкинском, на содержание причта из Государственного Казначейства выделялось священнику 300 руб., а псаломщику – 100 руб. Учитывая что, расчеты казначейства исходили из данных о мало или многочисленности прихода, то почему же при примерно одинаковой численности населения и количестве духовных лиц в приходе (в Ново-Кусково - 7, в Пышкинском – 13) разница жалования весьма значительна? Есть информация о том, что в пользу Казанской церкви были процентные билеты, отсутствие которых отмечалось в селе Пышкинском, но, вероятно, эти билеты шли на содержание самой церкви, и к личным доходам священнослужителей они не имели никакого отношения, поэтому не могли существенно влиять на материальное обеспечение духовных лиц, а тот факт, что в ведомости содержание притча Пышкинской церкви указывается как удовлетворительное, а Казанской – скудное, свидетельствуют о том, что поступление процентных билетов было невелико.
Исходя из вышесказанного, представляется очевидным тот факт, что священникам Казанской церкви, вероятно, приходилось искать какие-то дополнительные источники дохода, помимо тех, что они получали из Государственного казначейства, чтобы хоть как-то преодолевать скудное содержание притча их церкви. Казанская церковь была не единственной плохофинансируемой. В ведомостях других церквей так же очень часто в графе о содержании причта отмечалось: "скудное". О том, каким образом священники пытались улучшить свое материальное положение и состояние причта можно узнать из материалов журнала заседаний Духовной консистории, в которой помещены всевозможные жалобы прихожан. Так, например, вполне возможно, что подобная ситуация с финансированием побудила священника села Кипринского Михаила Овсянникова несколько раз требовать повышенную плату за выполнение треб. В журнале заседаний Томской духовной консистории за 1907 год было найдено как минимум две подобных жалобы. В одной он "вымогал" плату за брак с крестьянина Максима Мурзинцева в количестве 45 руб [6. Л. 2432], а во второй на него жаловались уже несколько человек, с которых он так же за бракосочетание просил от 25 до 40 руб. [11. Л. 745].
Таким образом, сложно с достаточной долей уверенности сделать конкретные выводы о том, насколько хорошо священник справлялся с возложенными на него обязанностями только на основании представленных данных, поскольку они достаточно противоречивы. Так, например, известно, что Казанская и Святотроицкая церкви на протяжении почти 40 лет аккумулировали вокруг себя население, просвещали и наставляли его, но, тем не менее, почти 30% прихожан и той, и другой церкви были причислены к "нерадивым". В то же время, сравнительно недавно созданная Новорождественская церковь (в 1897 году) справлялась с этим более эффективно, поскольку процент "нерадивых" там вообще отсутствовал. Тем не менее, на основании информации клировой ведомости, можно смело предположить, что эта эффективность зависела: а) от дохода священнослужителей и финансового содержания причта церкви, б) соотношения количества духовных лиц и численности населения, в) личности самого священника, его авторитета, г) местоположения церкви. Возможно также выделение и еще одного фактора: наличие старообрядческих скитов, но подтверждение этому требует дальнейшего обращения в фонды архива для поиска дополнительных источников.
Литература
- Главацкая Е.М., Манькова И.Л., Цеменкова С.И. Реконструкция православного ландшафта Урала XVII – начала XXI вв.: из опыта создания историко-культурного атласа// Православие в судьбе Урала и России: история и современность:матер. Всерос. НПК. Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии. - 2010. - С. 11–14
- Манькова И.Л. Изучение региональной истории православия: каким путем пойти? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ihist.uran.ru/conf/220
- Дутчак Е.Е., А.В. Васильев, Е.А. Ким, Т.В. Полежаева. Православный ландшафт таежной Сибири: концепция исследования// Сибирские исторические исследования. – 2013. - №1. – С.79–90.
- Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX в. Москва, Новый Хронограф. – 2002. – 256 с.
- ГАТО. Ф. 170.
- ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3428.
- ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3452.
- ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3387.
- Щепетков М., свящ. Клировые ведомости как источник персональной информации о храмах и священно-церковнослужителях // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. II. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 205 c.
- ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3389.
- ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3406.