Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Жизнь семьи, испытанная временем,  или семья Яковлевых в 8 поколениях

Жизнь семьи, испытанная временем, или семья Яковлевых в 8 поколениях

Ознакомительный фрагмент. Полный текст работы - в Приложении.

Книга основана на воспоминаниях Яковлевых Василия Владимировича и Вассы Кирсантьевны и написана их дочерью Валентиной.

Всё началось в 2009 году, когда к 60-летнему юбилею совместной жизни родителей, я решила записать их историю. Тогда я долго мучила родителей расспросами, заставляя вновь переживать прожитые годы: тяжелое детство, ушедших предков и конечно, время войны. У Папы была очень хорошая память, он многое помнил из рассказов дедушки Павла о жизни в центре России, переселении семьи в Сибирь, счастливой времени на новой земле. Маме было сложнее, она в пять лет осталась без матери, а отец был скуп на воспоминания. Тогда было составлено семейное древо, в 7 поколений, до Якова, уходящее корнями в империю, 19 век.

            Это так бы и осталось лишь записями, если бы моя внучка Юлия не заставила меня вновь вернуться к этим материалам в ноябре 2023 года.

            Книга написана мной на основе воспоминаний нашей семьи и знакомых, а также справок из архивов. Все фотографии взяты из нашего личного архива. В приложении к книге находятся семейный гимн, написанный мной Валентиной в прошлом году, и наше обновленное древо. 

Конец XIX века

 

Семья папиного прадеда Якова проживала в деревни Твай Цивильском уезда Казанской губернии, они содержали почтовый уезд и гоняли почту (со слов папы).

Цивильский уезд существовал в 1781—1927 годах. Основными занятиями были рубка и распилка леса, изготовление кульков и рогож, выделка деревянной посуды и местами гонка дегтя и смолы. Рыболовством занимались по берегам Волги и Камы. Ловили осетров, белугу, севрюгу, стерлядь, шипов, лососей и других рыб. На охоту ходили преимущественно на белок, зайцев, волков и медведей. Фабрично-заводская промышленность губернии находилась в удовлетворительном положении.

Первым почтовым заведением России европейского типа стала московская почтовая контора, открытая в 1700 году. Вплоть до 1793 года почта отправлялась из Москвы в крупные города по основным трактам, проходящим через Казань лишь два раза в неделю. В другие населенные пункты почта отправлялась еще реже. В Санкт-Петербурге почтовый двор начал действовать в 1711 году. В губернских городах по почтовым трактам были организованы почтовые конторы. Одна из таких крупных контор разместилась в Казани. Помимо государственной, в середине XIX века в Казанской губернии существовали и так называемые вольные почты. Главноначальствующий над почтовым департаментом заключал контракт с определенным лицом или группой лиц на перевозку почтовой корреспонденции. Далее содержатель вольной почты сам нанимал ямщиков и лошадей. Почтовые дома же использовались казенные, отапливались и освещались они также за казенный счет. В 1868 году 22 станции из 47 содержались частными лицами.

Видимо такую почтовую станцию и содержал Яков. У него, по словам дедушки Павла, были свои лошади, он содержал ямщиков, почту возили по Казанской губернии.

Переселение в Сибирь

Первые жители из России появились на юге западной Сибири XIX века. Это были староверы-раскольники, которые хотели спастись от преследований со стороны царских сатрапов. Места в Сибири оказались благоприятными, реки богаты рыбой, в лесах водилось много промыслового зверя и птицы, были ягоды, грибы, орехи. Земля пригодна для земледелия, возможно развивать скотоводство. Климат суровый, но приемлемый. Численность приезжих возрастала с каждым годом. Вскоре по берегам возникли многочисленные заимки, зачастую они располагались друг от друга на расстоянии нескольких километров. Они прокладывали зимник. С вершины рек Чаинского района на вершину Андармы, оттуда обозы шли на Пихтовку, далее на Колывань и Новониколаевск. Летом использовали водный путь.

Трудность для проживания – глушь, оторванность от культурных и экономических центров, отсутствие дорог. Первопроходцы проходили зимой с юга на север на вершины рек. Позднее продвигались по рекам, поднимались вверх по течению. Дикому, неорганизованному заселению правительство оказывало поддержку, в том числе и материальную. У тех переселенцев, которые освоили тайгу, не брали сыновей в армию.

В 1907 году, по указу царя Николая II, для освоения сибирских залежных земель, были направлены переселенцы. Им бесплатно нарезались большие угодья благодатной земли. Центр России был перенаселен, а окраины нужно было заселять, для укрепления границ России. По Столыпинской аграрной реформе разрешался переезд на льготных условиях из европейской части в Сибирь. И в Сибирь поехали ходоки. Они прибыли в Новосибирск, переправились через Обь и ходокам открылись сибирские просторы с бескрайными полями и лесами. Рядом протекала река Бакса, а трава стояла в рост человека.

Ходоками было принято решение просить на заселение именно эти земли. С трёх сторон этот участок окаймлён дремучей сибирской тайгой, где можно прожить даже охотой, собирательством грибов и ягод. Лес решит проблемы строительства и обеспечит топливом. Они стали ходатайствовать перед земельным управлением о получении разрешения на поселение. Получив разрешение, ходоки вернулись за семьями. Вернувшись, ходоки рассказали о богатствах сибирской земли, о её бескрайних сенокосах и пастбищах, о реках, богатых рыбой, тайге, где много зверей и птиц, вволю грибов и ягод.


Так в Сибирь переселились около трех миллионов человек. Для переселенцев были созданы специальные железнодорожные вагоны, где было место для скота, кормов и инвентаря. На каждую семью отводился такой вагон.

Переселенцам полагались льготы. На 5 лет они освобождались от налогов, получив в собственность землю 15 га на хозяина семьи и 45 га на остальных членов семейства; денежное пособие 200 рублей на семью, мужчин освобождали от воинской повинности.

В этот период массового переселения, в 1910 году, в Сибирь и отправилась три брата Яковлевых: Павел, Семен и Кондратий из Казанской губернии. Ехали семьями. С собой везли лошадей, коров, овец, свиней, птицу, сельскохозяйственный инвентарь, домашнюю утварь, корма и семена. До Новосибирска ехали по железной дороге, а в Новосибирске пересели на свои подводы, погрузили семьи, хозяйство, детей и жен, а сами на конях гнали скот.

Братья Яковлевы остановились в Новосибирской области, Колыванском районе, деревне Пихтовка. Им наделили угодья, поросшие лесом. Земли были жирные, благодатные для земледелия. Кругом был лес. Все три брата обосновались в Пихтовке, держались дружно, жили не далеко друг от друга. Начали поднимать целину под озимые, лес шел на дрова, строительство домов и скотных дворов.

ПИХТОВКА

 История Пихтовки – это история Сибири. Первые жители – кержаки, зажиточные люди. Они селились небольшими группами, селения располагались не далеко друг от друга по берегам рек. До 1900 года в Пихтовке насчитывалось около 12 дворов, которые топились по-черному. Жители села занимались земледелием, скотоводством, охотой, пчеловодством (бортничеством), гнали деготь, ловили рыбу.

Землепользование велось «заимками», кто и где займет, и сколько займет. Как правило, зажиточная часть населения, которая имела деньги для найма батраков, работающих на корчевке, имея транспорт (лошадей), захватывала лучшие земли. Согласно политике Столыпина по переселению, в села Пихтовского района наехало много переселенцев

Жители Пихтовки и сёл, в своём большинстве, вывозили свою продукцию в город Томск. На рынок вывозили масло, сани, дёготь, кедровый орех, клюкву, добычу охотничьих промыслов. Зажиточная часть населения, с целью получения масла, имела много коров. Скот содержался во дворах, огороженных жердями, а между жердей засыпался навоз. Корма, как правило, возили зимой и, причём, скармливали прямо с воза. Делали это так: завозили воз сена во двор, где жил скот и оставляли его там, пока его не съедали.

Реализуя масло на рынках города Томска и Колывани, жители покупали зерно и завозили в зимнее время на целый год. В Пихтовке появились местные купцы, которые скупали продукцию сельского хозяйства на месте.

Зерновое хозяйство в Пихтовском районе было развито только в потребительских целях. Основными культурами считались: рожь, овёс, второстепенными – ячмень, лён.

Первые годы урожай погибал от заморозков, ибо сибирский климат был им неизвестен. Только через несколько лет начали дозревать не только рожь, но и пшеница. Мужчины корчевали, пахали и сеяли, а женщины управляли скот, вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Построили дома и конюшни.

Все три брата Яковлевых обосновались в Пихтовке. В первый год поставили один крестовый дом и всем семейством перезимовали в нем. На следующий год отделили старшего брата Егора, сообща построив ему дом, потом отделил Кондратия, выстроив им Крестовые дома. Семьи были большие. У Павла было 4 сына – Владимир, Семен, Роман, Иван и 2 дочери – Прасковья и Серафима.

Сыновья поженились, дочери вышли замуж, постепенно всем построили новые добротные большие дома, но держались кланом. У Павла большой крестовый дом 12*12 в 6 комнат на 2 входа. Василий и Нина родились еще у дедушки Павла в дому. А потом построили дом и Владимиру. Каждая семья детей Павла жила в отдельном доме, а кухня была общая, в доме Павла Яковлевича. Сначала завтракали мужчины и уходили в поле, затем женщины и уж потом дети. Дедушка Павел кушал вместе с детьми. Ели из одной большой чашки, деревянными ложками. И если кто-то стремился достать со дна по гуще, то тут же получал от деда ложкой по лбу. В семейном укладе уважали и почитали старших. Дедушка Павел любил рассказывать детям о том, как они жили в центре России, чем занимались. Про дедушку Якова и его почтовую работу.

Хозяйство разрасталось. Павел в Пихтовке построил и содержал базар, построили свою маслобойню. Купили сепаратор и люди стали ходить к ним сепарировать молоко. 12 удой отдавали Павлу за сепарирование. В хозяйстве было 17 коней, 12 дойных коров, молодняк крупнорогатого скота и много птицы: куры, гуси, утки. Справлялись своими силами, работников не нанимали. Все были работящие, трудолюбивые. Вечером собирались в доме у Павла и обсуждали работу следующего дня. Работа была в радость, так как все делали для себя. Подрастала молодежь, женившихся отделяли. Им тоже строили сообща добротные дома, держались семьей. Жили весело, коллективно отмечали праздники, думали, что строят сытное, счастливое будущее.

Продолжение - в прикрепленном файле в Приложении