«Уголок земли родной»
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромная и прекрасная. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.
Наше село Новорождественское расположено в 120 километрах от областного центра. Как раньше, так и теперь основную роль связи села с областным центром играет Иркутский тракт, по которому много лет назад проезжали в ссылку борцы за народное дело русские писатели А.Н.Радищев, В.Г. Короленко, А.П.Чехов.
Прекрасные места! Стоит наше село на границе Томской области с Кемеровской. Расположено село на ровном месте в долине небольшой речки Китат. Подъезжая к селу, замечаешь, что оно находится как бы в низине. За рекой на небольшой территории расположен сосновый бор, где много ягод, цветов, грибов, лекарственных трав. Красив бор летом, когда все кругом цветет, но и зимой он тоже очень красив, когда сосны укутаны снегом. За селом простираются широкие поля.
В XVI веке происходило бурное расширение территории Русского государства, к концу века была присоединена к Москве и часть Сибири. Люди двигались в Сибирь по единственному пути, созданному самой природой - по рекам. Русское государство присоединило в XVII веке к своим владениям почти всю Восточную Сибирь от Енисея до Охотского моря. К концу XVII века западные сибирские уезды наполнились сплошной сетью русских деревень. В 1861 году произошла отмена крепостного права, и это стало поворотным пунктом в истории нашей страны. Реформа лишила крестьян черноземных губерний почти четвертой части тех земель, которыми они пользовались до реформы. Из центральной части России крестьяне переселялись в Сибирь, в край непроходимой тайги, место ссылок и каторги, но постепенно эти земли стали осваиваться и становиться пригодными для жизни.
Село возникло в 1886 году. Образовано оно выходцами из Полтавской губернии и Амурского края. С Полтавы приехали братья Андрейченко, Гавриленко, Вдовик, Моркотун, Цысь, Шимко, Горлушко, Шкарупеловы. С Дальнего Востока - братья Коровины. Первые переселенцы сооружали свой поселок в тайге, расчищали от леса пашню.
Временное жилье - землянки - новорождественцы сооружали сначала на противоположном берегу р. Китат, но эти места весной затапливались, и строительство поселка было переселено на другой берег.
Вот как выглядело сооружение переселенческого поселка по описанию современника: «Особенно характерен вид поселка только еще строящегося, с первого взгляда он производит впечатление погоревшего или подвергнувшегося какому-либо бедствию селения….На улицах лежат бревна, кучи земли, дерн, и тут же, по направлению к стороне от улицы, первоначальный приют хозяев, еще не начавших постройку дома на улице - нечто среднее между жильем человека и логовом животного, землянка, устроенная в яме, с чуть приподнятой над нею стенкой из дерна, замощенная сверху вместо крыши чем попало, и на открытом воздухе особого вида летние печи для варки пищи."
Село во времена коллективизации
Новорождественку, как и другие поселки, созданные в 19-20 вв. переселенцами, отличал от старожильческих селений ряд особенностей: правильная планировка села, усадеб, широкие «порезки»/улицы/, довольно большие усадьбы. Но Новорождественка имела отличия от других переселенческих деревень - отличия, связанные с покинутой родиной, общей для большинства жителей Новорождественки - украинской Полтавщиной, со сложившимися там привычками, традициями, национальным укладом.
Первоначально жилища были несложной планировки - двухкамерные сени и «хата» - переднее, единственно отапливаемое помещение, служившее кухней и спальной комнатой. Пол в передней половине часто был глиняным, а в другой половине дощатым. В передней часто держали молодняк скота.
После пожара 1929 г. жилые строения приобрели новые черты: новорождественцы сооружали более прочные и просторные дома, крыши покрывали тесом. Дома ставились пятистенные или крестовые. В 70-х годах большая часть домов перестроена.
В 1917 г. в селе имелось 149 дворов с 922 жителями. Большинство дворов принадлежало украинским семьям. Сельское хозяйство было основным занятием местных жителей. Село можно отнести к зажиточным селам.
В селе первым большим сооружением была церковь, построенная в 1901 году по инициативе архиерея Рождественского, который проезжал по этим местам. Церковь строилась на народные деньги, местные мастера-умельцы обнесли церковь красивой резной оградой и вложили свое умение во внутреннее и внешнее оформление. В 1910 году построили колокольню, и когда колокола звонили, то звон этот был слышен в окрестных деревнях. При церкви была церковно–приходская школа. В единственном классе обучался 31 человек, учительницей была дочь священника Евлампия Васильевна.
В 1907 г. школу отделили от церкви, была сначала 2-х классная, потом открыли 3 класса, затем 5 классов. В 1915-1916 годах началось строительство большой школы, строили дружно. Лес для строительства заготавливало само население. Крышу, печи и оборудование для учебы тоже делали сами. Строительство школы прекратилось из-за наступления Колчака. Но детей учить не перестали, и обучение продолжалось на дому.
В 1918-1919 годах через наше село проезжали карательные отряды, и людей, которые укрывали "красных", секли. В то время, когда свирепствовали карательные отряды Колчака, организовывались партизанские отряды, они скрывались в лесу за речкой Киргислой, население как могло помогало партизанам - то продовольствием, то одеждой.
В 1920 году пришла Красная Армия, после изгнания врагов возобновилось строительство школы. В 1922 г. была построена новая школа. Обучали в школе грамотности и Закону Божьему. За партой сидели по 3 человека, а всего было 20 человек в классе. В 1927 году в селе открылась семилетняя школа, и только в 1937 году была открыта десятилетка.
Магазинов в селе не было, в 1916 году открылась "потребиловка", в 1930-1932 годах открылась кооперация. В 1921 году страна перешла к политике, отвечавшей нуждам мирного хозяйственного строительства, в отличие от военного коммунизма она получила название "новая экономическая политика" (НЭП). Коммунистическая партия перед народом поставила задачу - поднять сельское хозяйство по всей стране, завершить коллективизацию колхозов. В 1929 году началось строительство машиностроительных станций (МТС). И в нашем селе началась коллективизация, но не все были согласны войти в колхоз, так как некоторые жили очень неплохо - имели скот, занимались торговлей, сеяли хлеб, а другие жили бедно. Эти зажиточные люди жили в центральной части села, а все остальные жили в других местах, поэтому и части села получили такие названия как "Голодрябовка", "Сахалин", "Высовень". Сейчас эти улицы переименованы в Коммунистическую, Советскую, Октябрьскую и другие.
В 1929 году в селе случился большой пожар, всего за 1 час 40 минут сгорело 68 домов. Много народу осталось без крыши над головой, но сплоченность людей помогла им выжить, люди пошли в колхозы. Сначала был образован колхоз "Чапаев" (1929 год), председатель- Павел Владимирович Коровин - середняк, коммунист; затем "ВЦИК" имени Буденного, в 1932 году был открыт колхоз имени Фурманова.
В 1921 году возникло объединение по производству сельскохозяйственной продукции - коммуна "Муравей" (в музее оформлена экспозиция "Коммуна "Муравей"). Председателем коммуны был Гаврик Николай Васильевич.
В коммуне была создана хорошая столярная мастерская , в которой изготовлялась мебель, возглавлял ее столяр - Герасимов Иван Егорович. В 1930-х годах на базе коммуны был создан колхоз "Муравей". В 1931 году церковь закрыли, все убранства церкви разобрали, колокола сдали государству, помещение стали использовать как зерносклад, затем это помещение отдали под клуб. 1 января 1936 года была образована Новорождественская МТС, первые трактора прибыли в село в 1934 году.
Создание МТС.
Первые трактористы обучались на курсах в Анжеро-Судженске. В 1936 году МТС обрабатывала 1178 га мягкой пахоты, работало 76 человек, также была создана женская тракторная бригада под руководством Ефросиньи Гойник.
К 1937 году посевные площади составляли: в колхозе «Чапаев» - 612 га; «Фурманова» - 567 га; «Муравей» - 192 га.
И вот наступили 1940-е годы, годы тяжелые, суровые. Миллионы советских людей из различных городов и сел ушли на фронт. Из нашего села на фронт ушли 240 человек, не вернулись -145.
В память о защитниках в нашем селе поставлена стела с именами погибших. В 1985 году открыт Музей трудовой и боевой славы, который в 2001 году получил статус краеведческого. Основателем и руководителем музея была Мананникова Раиса Дмитриевна.
Село в послевоенные годы
В 1945 году на территории Новорождественского поселения размещены производства четырех хозяйств: МТС и три колхоза. В мае 1950 года ЦК ВКП(б) принимает постановление "Об укреплении мелких колхозов". В результате был образован колхоз имени Сталина, куда вошли колхозы «Имени Чапаева» , «Имени Фурманова», «ВЦИК», «Муравей».
В 1958 году колхоз был укреплен включением в его состав колхоза «Имени Кирова» и переименован в «Заветы Ильича». Председателем был Грищенко Петр. В 1961 году на территории ряда колхозов был образован совхоз «Победа», который специализировался на мясо-молочном производстве.
28 марта 1963 года решением Томского облисполкома на базе Подлесовского, Романовского, Мазаловского и Новорождественского отделений совхоза "Победа" был создан совхоз "Заря". Общая площадь земель совхоза составила 42000 га, в том числе угодий -19913 га, пашни -11275 га, численность рабочих мест - более 918 человек., крупного рогатого скота насчитывалось 2418 голов, свиней - 1725 голов, посевы составляли 8166 га, урожайность - 10 ц/га.
В истории села открылась новая страница.
Совхоз специализировался на мясо-молочном производстве, был заложен плодово-ягодный сад, пасека, проведена вода в дома, тепло, построен мост через речку Китат.
Построены школы в Новорождественском и Романовке, Дом культуры на 420 мест, клуб в Мазалово, детский сад на 90 мест; жизнь в селе кипела.
Многое утрачено в наше время, это очень печалит. Но все же наше село продолжает жить и работать. Исследовательская деятельность по изучению истории села дала мне возможность получить необходимые знания по истории родного края, я ознакомилась с историко-культурным наследием села - своей малой Родины. Необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их традициям и обычаям. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека мудрее.