Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Путешествие в прошлое. Деревня Большая Пашня.

Путешествие в прошлое. Деревня Большая Пашня.

Исчезновение деревень – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшихся в 1960-х годах и продолжающихся в настоящее время.

Малая Родина – это место, где ты родился и вырос. Счастлив человек, если детям и внукам может показать место своего босоногого детства. А если малой Родины нет? Если на месте, где была родная деревня, сегодня пустошь, поросшая бурьяном? Сегодня о такой деревне говорят «исчезнувшая». Название её сохранилось лишь в паспорте. Вернуть исчезнувшие деревни не в наших силах, но сохранить память о них мы обязаны.

Города, посёлки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Не будем перечислять причины исчезновения деревень. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя, и спасти её некому. И всё же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины.

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

Многие из нас не раз проезжали по трассе Парабель–Томск. Но немногие, наверное, знают об исчезнувших деревнях нашего поселения: Малое Нестерово, Малая Пашня, Аргун, Петкуль, Покровка, Кальджа... По словам старожилов, чтобы добраться до Новосельцево из Парабели, нужно было пройти через 17-18 ворот... Что это значит? Это границы деревень.

Деревня Большая Пашня... Тихое, скромное название. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от него. В 24-х километрах от села Парабельского, вдоль высокого берега Обской поймы, у ручья Пашня стояли 12 двухэтажных и 3 одноэтажных дома. Бытует предание о том, что земли, где располагалась деревня Большая Пашня, когда-то принадлежали остякам. Предки Нестеровых пришли в эти края в 1700-х годах. Они купили пай на эту землю у остяка и только тогда начали строиться. Так появились деревни Малая и Большая Пашни, которые получили свои названия по количеству распаханной земли. Дома строили из сосны и, в основном, в два этажа. По переписи населения 1926 года в деревне Большая Пашня проживало 232 человека. А по данным 1948 года на Большой Пашне было 30 хозяйств.

Богатый кедровник, луга, озёра, речки давали возможность держать домашний скот, ловить рыбу, охотиться, собирать дикоросы. Многие жители своим трудом держали большое хозяйство, у некоторых доходило до 40 лошадей, 150 голов крупного рогатого скота.

Деревня во все времена делилась оврагом на две части. Одна называлась «Зоси́мовская» по имени предка Новосельцева Зоси́ма Ивановича (1763-1840 гг.). Эта сторона была от оврага в сторону деревни Чигара. Вторая, что в сторону села Новосельцево, называлась «Герасимовская», по имени предка Новосельцева Герасима Ивановича (1771– дата смерти неизвестна), который строил там дома, а после его смерти продолжил дело сын Кузьма Герасимович, к слову, купец.

В большие религиозные праздники крестьяне не работали. Люди умели веселиться. Широко отмечали Рождество, Пасху, Масленицу. На Троицу к домам приносили берёзки, украшали их цветами, лентами. Молодёжь выносила столики, пили чай, пели песни. В тёплые дни молодёжь собиралась на гулянья: водили хороводы, пели песни, плясали под гармонь. На праздники в деревню приходили парни и девчата из Новосельцева, Чигары, Малой Пашни. Браки были по любви, но большинство - по принципу «стерпится–слюбится»... Венчались в Парабельской церкви и в Чигаре.

В 1935 году были созданы два колхоза - «Майские дни» и «Демьян Бедный», которые по-отдельности просуществовали недолго. Чтобы вовлечь крестьян в коллективное хозяйство, проводилась большая агитация. Люди работали за трудодни, в конце года получали зерно и немного денег. Обобществлённая земля в колхозных документах называлась по имени её прежних владельцев: Логоново поле, Власово болото, Агафьино поле и так далее.

1941... Один за другим уходили на войну молодые парни и семейные мужчины. 36 мужчин... 36 защитников. В деревне, как и всюду, остались старики, женщины и дети. Надо было убирать урожай, готовить сено, отправлять зерно на фронт. Первый год войны сельчане ещё как-то перебивались старыми запасами, а потом голод был в каждом доме. Из 36-и ушедших на фронт 19 погибли.

Четыре века стояла деревня Большая Пашня. Кто знает, какова была бы судьба деревни, если бы не нововведение – объединение колхозов, которое стало началом конца существования деревни Большая Пашня. На центральную усадьбу села Новосельцево стали увозить животноводческие постройки, угонять скот, даже увозить двухэтажные дома, где уже не было жильцов.

Из 30 домов 12 были перевезены в с. Новосельцево. В 1955 году на Большой Пашне закрыли начальную школу. Многие остались без работы, стали перебираться в деревни Новосельцево, Мумышево или на Малую Пашню, что ближе к центральной усадьбе на один километр. Не хотелось покидать пашенцам веками обжитые кусочки земли. Одна семья три года жила ещё на Герасимовской стороне, а зоси́мовская полностью опустела осенью 1961 года. Последняя жительница – Лидия Гавриловна Новосельцева – уехала из деревни в 1964 году. Летом 1969 года в деревне Большая Пашня не осталось ни одного дома.

До сих пор на этом месте люди находят старинные монеты, предметы быта.

Смотришь на эту деревню, вернее на то место, где когда-то она располагалась, и с грустью в душе понимаешь, что уже никогда здесь не услышать весёлых, полных жизни голосов деревенских жителей. А ведь когда-то эта деревня жила полноценной жизнью, в ней испокон веков жили трудолюбивые пашенцы, воспитывали детей.

Число исчезнувших деревень неумолимо растёт, и этот процесс может остановить, по моему мнению, только молодёжь, которая останется в своём родном селе, и государство, которое сделает всё, чтобы деревни не исчезали с карты России.