План деревни Виленка по воспоминаниям старожилов.
Из книги Нургалеева Л.В., Воронцова Э.В. "Виленка. Алтарь предков".
В конце ХIХ - начале ХХ столетия небольшой переселенческий поселок, носивший тогда неромантичное название «Бросовский», стал новой родиной для крестьян и беженцев, приехавших из европейской части России, в основном из Виленской губернии. Он был одним из сотен других подобных селений. Сегодня территория, которую более ста лет назад покинули крестьяне, мигрировавшие в Сибирь, принадлежит разным государствам. Отдельные территории входят в состав Польши, Белоруссии, Литвы, Латвии, России. И по сей день многие из переехавших за Урал не считают себя глубинными сибиряками, потому что внутренняя связь с европейской родиной сохраняется и волнует.
В России и за ее пределами живет немало людей, так или иначе связанных с историей маленького переселенческого поселка Виленка. Этот маленький островок жизни в сибирском крае исподволь сформировал и наши сегодняшние судьбы... Сегодня Виленка - это уже не деревня, а дачный поселок. Элементы прошлого стираются год за годом. Уже не многое осталось от прежних исторических реликвий. Люди, регулярно собираясь на могилах предков, не могут точно сказать, какими родственными отношениями они связаны между собой. Многим, возможно, было бы интересно узнать, что они должны были бы каждого из приходящих сюда приветствовать, как своего родственника. Так говорят реальные исторические документы - списки переселенцев, протоколы сельских сходов, дорожные документы, прошения в Казенную Палату о ссудах и другие архивные материалы. Но пока они хранятся на архивных полках и в домашних альбомах, множится количество сомнительных легенд о прошлой жизни, многое навсегда забывается и уже никогда не будет восстановлено. И все-таки есть средство от разрушения «корней». Мы надеемся, что совместный исторический поиск конкретных генеалогических сведений позволит отделить реальное от вымышленного, сохранить облик прошлой жизни.
Результаты проведенного генеалогического исследования на основе изучения архивных данных, воспоминаний жителей, домашних фотоматериалов, показали, что невозможно сформировать полноценное представление об истории своего рода, ограничиваясь изучением одной фамилии. Все семейные связи тесно сплетены. Более плодотворным является подход, который позволяет проводить сопоставительный анализ линий родства в пределах определенного селения и его окрестностей. Деревня - это целостный социальный организм, а генеалогический ракурс дает полное описание его структуры только через изучение основных жизненных форм взаимодействия как внутри деревни, так и за её пределами. Любой исследователь, занимающийся генеалогическим поиском, к изучению истории географических объектов подходит довольно своеобразно. География переселения соотносится с историей рода или точнее историей нескольких конкретных семей. Изучая историю деревни Виленка, мы поняли, что судьбы людей из окрестных поселков - Петропавловского, Кижирово, Наумовки, Семилужков, Самуськов и т.д. - вписаны в неё. Будущее, как нам кажется, за формированием комплексных коллекций на основе изучения данных личных и государственных архивов по всем поселкам района, а возможно и области. Впрочем, как считают специалисты, сегодня есть все условия для изучения не только истории Сибири, но и истории российского сообщества через расширение границ традиционного генеалогического поиска. В этом случае результаты разрозненных исследований станут масштабным отражением всех перипетий, сформировавших исторический опыт рода и государства.
Собирать и иметь в своих коллекциях разрозненные свидетельства о прошлом - еще не значит восстановить микроисторию. Чтобы понять главное в судьбах людей, приходится много размышлять, собирать фрагменты былого по крупицам, сравнивать, восстанавливать пассивные связи. Это лишь часть работы над накопленным историческим материалом. В психологическом плане изучение истории рода связано в первую очередь со стремлением упрочить свое собственное существование. Анализ генеалогических данных, как показывает наш опыт, создает для этого определенные предпосылки.
Работа по изучению истории рода на самом деле является попыткой понять внутренний смысл реальных жизненных явлений. Авторы этого сборника исходили из того, что значимость нашего существования во многом определена общностью связей и линий развития родственного древа. Подлинные истоки наших сегодняшних характеров и судеб тесно связаны с событиями прошлого. Хранящиеся в личных и государственных архива документы уже являются родственными символами. Они могут служить предупреждением, формировать жизненные цели молодых, выявлять сокровенные желания и даже определять вероятный итог будущего. Не секрет, что устойчивость рода во многом определяется умением видеть линию развития от матери к дочери или сыну, от отца к сыну или дочери. Это позволят воспринимать историю рода как большой сценарий с множеством участников и событий, которые тесно взаимоувязаны между собой. Некоторые опытные исследователи бы добавили, что линию рода нужно не просто видеть, а “прозревать”, усматривая закономерности в линиях судьбы. Жаль, что это дано далеко не каждому.
Событиям мировой истории начала двадцатого века посвящено немало книг, но легенду своего рода всякому приходится писать заново, потому что за “крупным планом” Большой истории теряется реальный опыт жизни отдельных семей и людей. Судьба отдельного рода - явление уникальное. Но есть и иная реальность - реальность родственных уз. Она служит подлинной основой Большой Истории. Но как восстанавливать её? Этот вопрос не раз задавали себе авторы сборника. Уже первые результаты генеалогического поиска позволили восполнить пробел конкретных данных о непростой жизни своих предшественников, столкнувшихся с проблемой освоения новых земель, адаптации к трудным условиям Сибири. Изучив материалы государственных и частных архивов, мы пришли в выводу, что есть все основания для того, чтобы говорить о формировании новой культурной общности людей в этих условиях. Но все ли нам будет понятно в её природе, если мы не примем во внимание все обстоятельства переселения и историю испытаний, выпавших на долю этих сильных людей.
История селения содержит в себе как самое сокровенное переплетение человеческих судеб, породненных домов и общие черты быта. Знакомясь с историей Виленки всё подробнее, мы стремились воссоздать облик “новой родины” первой половины двадцатого века по документам, фотографиям, письмам, воспоминаниям её прежних жителей. Результаты многолетнего поиска перед вами. Нам бы хотелось знать об особенностях языка, на котором говорили переселенцы, о быте, праздниках, местных легендах и традициях, связанных с культурой Белоруссии, Литвы, Польши, западных районов России. Возможно, здесь, в Сибири, они были воплощены в новых формах. Нам бы хотелось восстановить все исторические подробности, но сегодня мы может изучать только фрагменты истории Виленки при помощи анализа сохранившихся документов, воспоминаний, фотографий. Мы постарались объединить их в одном издании и показать тем, кто связан с нами далекими и близкими узами родства.
В одной из древних китайских книг говорится о Колодце. Меняются города и люди, а этот первоначальный источник жизни остается основой существования. На наш взгляд, генеалогическая история, как и история земли предков - поселка Виленки – это тот же живительный источник нашего полноценного развития. Здесь исторически укоренилась сегодняшняя жизнь каждого из нас. В этой земле лежат наши прапрадеды. Приехав в Сибирь, они долго вспоминали свои родные европейские края, нередко думали о возвращении в Европу, но сибирская земля стала их последним пристанищем.
Внутренний мир человека связан с душами предков. Сохраняя воспоминания о Виленке, мы пытаемся составить представление об истории своего рода. Нам верится, что благодаря проводимому нами в течении многих лет генеалогическому поиску, наши дети будут знать не только кем-то придуманные сказки, но и семейные легенды. Они у нас есть. В подтверждение этих слов мы подготовили это издание с надеждой, что оно поможет сохранить не только фотографии, факты, реальные сведения о прошлом, но и фабулу рода. Наша книга не рассчитана на интерес широкой публики. Она обращена к тем, кто реально связан с историей Виленского переселенческого поселка и живущими в нем когда-то людьми. Хотелось бы, чтобы эта книга стала вкладом в формирование алтаря предков. Эта книга поможет внятно рассказывать потомкам о прошлом. Подлинность собранных в этом издании документов создаст для этого хорошую основу. Авторы хотят обратиться со словами сердечной благодарности к тем, кто собирал эти материалы вместе с ними, делился воспоминаниями, фотографиями, документами. Занимаясь поиском данных о своих родственниках, мы понимали, что самое ценное - не только сохранение памяти о прошлом, но и роскошь живого общения с разными и очень интересными людьми. Мы бы хотели поблагодарить Галину Анатольевну Лобову, Елизавету Михайловну Кумпяк, Веру Фёдоровну Махнёву, Галину Сергеевну Лысенок, Владимира Алексеевича Митюкевича, Нинель Петровну Бокареву, Веру Григорьевну Литвинович, Валентину Лукиничну Шарапову, Сергея Григорьевича Янковского, Марию Филипповну Быстрицкую, Анатолия Афанасьевича Еремкина, Ольгу Даниловну Михайленко, Алексея Петровича Лысенка, Владимира Даниловича Лысенка, Аллу Васильевну Саранча и многих-многих других за большую помощь в создании этой коллекции документов по истории деревни Виленка. Время бежит неумолимо, годы пролетают очень быстро. Некоторых из тех, кто причастен к выходу нашей книги, сегодня уже нет в живых, но нельзя не вспомнить имена Аркадия Лукича и Зинаиды Яковлевны Янковских, Надежду Николаевну Говор, Ивана Андреевича Митюкевича, Клавдию Михайловну Янковскую, Владимира Михайловича Устюгова, Веру Григорьевну Путинцеву, которые помогли нам ответить на основные вопросы по истории переселения ещё на самых ранних этапах работы. Особые слова благодарности должны были бы быть посланы и Алексею Константиновичу Митюкевичу, благодаря рассказам которого о прошлом и был сформирован устойчивый интерес к истории рода у его внуков. У истории Виленки есть продолжение. Ведь она не исчезла бесследно. Можно сказать, что она «дала жизнь» большому городу Северску. И об этом помнят горожане. В музее Северска создана экспозиция «Была деревня Виленка», в которой использованы некоторые материалы данного сборника. И, видимо, не случайно судьба привела Берловскую Ольгу Сергеевну на работу в этот музей. Ведь её предки тоже были переселенцами и жили в Виленке. И появился стимул продолжить работу над книгой, чтобы дополнить экспозицию музея.
Наиболее убедительным аргументом в пользу продолжения генеалогического поиска является не только внимание и отклик зрелых людей, знающих историю Виленки, но и активный интерес молодежи, который нам довелось наблюдать. Один юноша, увидев генеалогический список своей семьи, с нетерпеньем спрашивал: «Мама, а я?! Где я?!» Возможно, завтра такой же вопрос задаст его сын.
Этой книге трудно было бы увидеть свет, если бы не содействие молодого поколения виленских потомков. Глубокое вдумчивое отношение к истории своего рода Екатерины Николаевны Митрофановой, Сергея Александровича Митюкевича подогревает надежду на то, что создание этого сборника очень важно. И, кажется, что сам Господь Бог послал Сергею спутницу жизни Настю, которая не только разделила интерес, но и активно содействовала созданию книги. Их мы теперь смело можем вписать их в соавторы.
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество со всеми, кого будет интересовать продолжение этой книги. Нам хотелось бы, чтобы те, кто, прочитав её, сможет что-то дополнить, откликнулись и прислали свои воспоминания, документы, сохранившиеся фотографии и комментарии к ним. Мелких и неинтересных тем, как мы убедились, в родовой истории просто нет.