Добавлено 968 историй
Помочь добавить?
Первая русская женщина-архитектор

Первая русская женщина-архитектор

         Екатерина Максимова и её фабрика-кухня в Самаре

 

№ 93, июль – август 2021 | THE ART NEWSPAPER RUSSIA – новости культуры

       Материал из газеты [в сокращении] 

Осенью 2021 года в Самаре будет торжественно открыто после реставрации здание фабрики-кухни – единственный шедевр Екатерины Максимовой1, первой русской женщины-архитектора

Екатерина Максимова. Фото из свободных источников  

 

ИЛЬЯ СУЛЬДИН

27.07.2021 

С весны 2022 года в Самаре в здании фабрики-кухни будет филиал Государственной Третьяковской галереи. Появление первого за пределами Москвы филиала этого музея – важнейшее культурное событие. Но будет жаль, если его сияние затмит другую, неотъемлемую часть проекта. Через век после того, как был опубликован первый манифест конструктивизма, осенью 2021 года можно будет оценить в первозданном виде идеал стиля – здание фабрики-кухни, единственный шедевр первой русской женщины-архитектора Екатерины Максимовой. 

Почему Максимова первая? И есть ли у нее конкурентки? 

Можно смело утверждать, что Екатерина Максимова – первая русская женщина-архитектор. Она начала работать в качестве помощника архитектора еще до революции. В 1923-1924 годах участвовала в проектировании Казанского вокзала под руководством академика Алексея Щусева. В 1925-1932 годах принимала активное участие в проектировании фабрик-кухонь по всему СССР. В 1930-м в Самаре началось строительство фабрики-кухни завода № 42 по проекту, полностью разработанному Екатериной Максимовой.  Самарская фабрика-кухня была открыта 1 января 1932 года. Это единственное в мире здание в форме серпа и молота, шедевр конструктивизма.

Фабрика-кухня в Самаре. Вид до реставрации. Фото: Государственная Третьяковская галерея 

Совсем недавно уникальная постройка была спасена от, казалось, неотвратимой гибели. К началу XXI века бывшая фабрика-кухня уже поработала в качестве торгового центра и была приговорена собственниками к сносу. Но случилось невероятное: ее отстояли. Первыми тревогу забили студенты и архитектурная общественность. В Самаре прошли велопробег и многочисленные акции за спасение здания. Защитникам конструктивизма удалось привлечь внимание международных медиа – об этом замечательном сооружении написали даже Guardian и Forbes! 

На ситуацию обратили внимание власти, и – редчайший случай! – все совпало. Снос отменился. Сначала здание передали в управление Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), потом, после его реорганизации, проектом удалось заинтересовать Третьяковскую галерею. Сказка стала былью. Самарская фабрика-кухня – один из шедевров русского конструктивизма – тщательно реставрируется и предстанет перед горожанами в том виде, как ее спроектировала Екатерина Максимова. 

ДВОЙНОЙ ВОЗВРАТ 

Они вернулись из небытия вместе – архитектор и ее opus magnum. Когда самарские защитники конструктивизма начинали операцию по спасению фабрики-кухни, об авторе проекта было известно очень мало, только фамилия и имя – Максимова Екатерина. 

Поисками прошлого и восстановлением биографии Максимовой занялся аспирант Самарского государственного университета Александр Исаков. За два года поисков ему удалось не только восстановить в подробностях жизненный путь архитектора, но и найти ее потомков и даже уцелевший дом в Кратове, где она жила в 20-х годах прошлого века. И как фабрика-кухня, избавляясь от временных напластований, постепенно вырастает масштабом в гениальной простоте замысла, так и личность самой Максимовой предстает величественно и ярко, даже на фоне эпохи. 

Перед нами первая русская женщина-архитектор, выдающаяся конструктивистка и оригинальный творец. Увы, у этого слова нет женского рода, как и у слова «талант», а они к Максимовой относятся в полной мере. И да, она должна быть на знамени у наших феминисток, потому что она – первая. 

ПЕРВАЯ «АРХИТЕКТОРКА»

Екатерина Максимова родилась 12 декабря 1891 года. Выросла в религиозной православной семье в Казани. Отец преподавал в татарской школе и был человеком широких взглядов. По крайней мере, не препятствовал тому, чтобы не только его старший сын Владимир, но и дочь Екатерина получили диковинную специальность архитектора. 

После окончания художественной школы в Казани, 19 лет от роду, Катя отправляется вслед за братом в Санкт-Петербург. В 1910 году она поступает на недавно созданные Высшие женские политехнические курсы. Это учебное заведение было основано по инициативе Прасковьи Ариан2, одной из главных русских феминисток рубежа XIX-XX веков. Открытие Высших женских политехнических курсов было большим событием для русских женщин и всего общества. Впервые у представительниц слабого пола появилась возможность получать техническое образование, в том числе архитектурное. Интерес был огромен. В 1905 году, сразу после открытия, на курсы было подано свыше 700 заявлений, но приняли всего 234 девушки. Впрочем, курсы быстро росли, и в годы обучения Екатерины Максимовой общее число студенток доходило до 800 человек.

      Загородный проспект, д. 68. Фото из сети Интернет 

Об уровне преподавания и требований можно судить по тому, что, помимо архитектурных проектов, слушательницы сдавали проекты по канализации и водоснабжению, отоплению и вентиляции, электротехнике, дорогам и статике сооружений. Также преподавались декоративное искусство, композиция, акварель и лепка. Итогом обучения являлся дипломный проект с предварительной клаузурой. Екатерина Максимова окончила курсы в 1915 году, защитив диплом по теме «Санаторий». 

До революции она успешно работала помощником по проектированию и производству у ведущих петербургских архитекторов. В 1918 году участвовала в составлении различной проектной документации для строительства в Петрограде. Но Гражданская война и голод заставили миллионы людей по всей России искать убежища. Для Максимовой таким убежищем – и надежным! – стала семья.

  Фабрика-кухня в Самаре. Кухня. 1930-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея

 БРАТ И СЕСТРА 

Большое влияние на карьеру и всю жизнь Екатерины Максимовой оказал старший брат - Владимир (1882-1942). Именно благодаря ему она выбрала свой путь, росла и формировалась как специалист. Архитектор Владимир Максимов был приверженцем русского стиля, учеником Владимира Покровского и Алексея Щусева. Его первый большой проект – храм на поле Берестецкой битвы – был решен в стиле «украинского барокко». Студентом он участвовал в знаменитом проекте реставрации Васильевской церкви  в Овруче. Храм Рюрика реставрировал Щусев и расписывал Петров-Водкин. А открывал Николай II. 

Позднее по протекции Щусева Владимир Максимов становится главным архитектором Царского Села, одной из основных резиденций дома Романовых. Назначение произошло незадолго до Первой мировой, поэтому успел он немного, но и сегодня в Царском Селе можно увидеть казармы Собственного его императорского величества конвоя, построенные по проекту Максимова. А последний русский царь был крестным сына архитектора. 

В Массандре, уже в годы войны, Максимов построил часовню Святого Николая. Буквально через несколько лет именно на ее крест будут бросать прощальный взгляд  уплывавшие из Крыма и навсегда покидавшие родину русские беженцы. Но в начале 1917 года революцию в правящем доме не ждали – ждали победу. Поэтому последним проектом архитектора для Романовых стала триумфальная арка в честь победы над Германской империей. Он так и остался лишь на бумаге. 

Вскоре после Октябрьской революции Владимир и Екатерина Максимовы встретились в родительском доме. У Екатерины родился сын; Владимир остался без работы, да и звание главного архитектора Царского Села при новой власти не сулило ничего хорошего. Поэтому страшное и голодное время Максимовы переживали вместе в Белебее, где поселились их родители после выхода отца на пенсию. Большой семьей легче выжить, поддерживая друг друга. В Белебее Екатерина устроилась в техническую школу преподавателем специальных предметов и учителем физики – в школу-девятилетку. Только в 1923 году она вернулась в Москву. 

У ЩУСЕВА ЗА ПАЗУХОЙ 

В столице Екатерина Максимова быстро находит место: по протекции брата, знакомого со Щусевым, она вошла в проектную группу Казанского вокзала. Сам же Владимир Максимов бедствовал в подмосковном Клину. Глубоко религиозный человек, он не принял безбожную власть и на Советы не работал. Кормилицей в семье стала сестра. Брат помогал ей, начиная с 1924 года и, видимо, до самой ее смерти, но в угловых штампах, где указывается автор проекта, его имя никогда не фигурировало. Возможно, что и к проекту самарской фабрики-кухни он приложил руку, однако это всего лишь догадка. 

Максимова, как сотрудник Наркомата путей сообщения, в 1925 году получила участок земли в Кратове. Скорее всего, архитектор принимала участие не только в проектировании Казанского вокзала, но и в доработке проекта города-сада для железнодорожников, который пытались разбить в этом подмосковном поселке еще до революции. Старшему брату удалось раздобыть стройматериалы, и уже в следующем году они возвели по собственному проекту дом на две семьи, который стоит до сих пор, и в нем сейчас живут внуки Екатерины Максимовой. 

ПОЭЗИЯ НАРПИТА 

В том же 1925 году Максимова переходит в Нарпит – «Народное питание». Это была паевая организация, созданная при участии сразу нескольких наркоматов на базе комиссии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) по борьбе с последствиями голода. Задача Нарпита – создание новой системы общественного питания в новой стране. Возглавил организацию Артемий Халатов, главный специалист по питанию и продовольствию в Советской России3.<…>

 ХРАМЫ ЕДЫ 

Екатерина Максимова была достаточно опытным спецом, чтобы стать ведущим архитектором-инженером Нарпита. А еще она была женщиной! В новом мироустройстве большая роль отводилась идее равенства, в том числе полового. Предоставим слово самой Максимовой: «В будущем фабрика-кухня должна стать ключевым элементом в теории социального урегулирования, освободить женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами». 

Могущественный  Халатов высоко ценил Максимову. Сохранился его отзыв-характеристика: «Товарищ Максимова была хорошим советским специалистом и общественным работником. При ближайшем участии т. Максимовой прорабатывался проект фабрики-кухни на Днепрострое, 1-й Московской фабрики-кухни, Свердловской и ряда других». 

ФАБРИКИ-КУХНИ. ПЯТИЛЕТКА ТРИУМФА (1925-1933) 

Вся история гигантских комбинатов общественного питания, известных как фабрики-кухни, продолжалась чуть больше пяти лет. Но это была первая пятилетка. Индустриализация. СССР на стройке. Количество рабочих на заводах росло, жили они в основном в бараках без кухонь. Не было их и в домах нового быта. Планировалось, что питание будет общественным или будет доставляться в дома готовым. Поэтому кухни решили строить централизованно и индустриально. Занялся развитием советского общественного питания, до этого представленного столовыми, Нарпит. 

Первая фабрика-кухня открылась в 1925 году в городе Иваново, в здании бывшего общежития ситцепечатной фабрики. Здание было приспособлено под нужды общепита, и нового стиля в его облике не было. Но внутренняя начинка была самой современной: в Германии закупили оборудование для обработки и приготовления пищи, устроили холодильники, подъемники, электрические мойки, сушилки, хлеборезки и картофелечистки. Перепланировкой бывшего общежития под нужды фабрики-кухни занималась архитектор Екатерина Максимова. 

Знаковой и самой знаменитой стала Московская фабрика-кухня № 1 на Ленинградском шоссе. Впервые проект предприятия такого рода был разработан с нуля. Здание напротив знаменитого до революции ресторана «Яр» построили в духе советского модернизма. Эскизный проект, подготовленный архитектором Алексеем Мешковым в 1925 году, был даже смелее: на крыше планировалось установить радиомачту. Помимо фабрики-кухни, в здании размещались буфет, магазин, сберкасса, почта и телеграф. 

Настоящая мода на фабрики-кухни охватила Ленинград. Только в 1930 году было открыто сразу четыре! Самая большая в Северной столице – Дом кооперации и фабрика-кухня  Кировского района. Комплекс площадью более 20 тыс.кв. м обслуживал рабочих завода «Красный путиловец». Над проектом работала целая бригада архитекторов: Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик (они же авторы Василеостровской, Выборгской и Невской фабрик-кухонь). Сейчас в здании работает универмаг «Кировский», а его конструктивистский внейший облик существенно подпорчен многочисленными реконструкциями. 

Но автор проекта 1-й Московской фабрики-кухни – Алексей Мешков, Свердловскую официально проектировали архитекторы Уралмашстроя. Максимова, несмотря на высокий статус и доверие, до Самары не получала проекта целиком. Да и здесь, скорее всего, это произошло по стечению обстоятельств: проектировать новое предприятие общепита начали специалисты завода № 42, но результат их работы признали неудовлетворительным, и проект отдали Максимовой как архитектору с большим опытом именно в части фабрик-кухонь. 

И она создала шедевр конструктивизма. Символ новой власти и нового мира. Символ буквальный и почти религиозный. Как церковь повторяет в плане крест – главный знак христианства, так и фабрика-кухня в плане представляет собой серп и молот, символизирующие союз рабочих и крестьян. 

ОБЕДЫ – В «СЕРПЕ», КУХНЯ – В «МОЛОТЕ» 

Серп и молот, чисто советский символ, придуманный в 1918 году художником Евгением Камзолкиным и растиражированный за десять лет новой власти, заменил в идеологическом пространстве христианский крест. Но у Максимовой символика наполнена функцией. «Форма определяет функцию», а в случае фабрики-кухни идеологически верная форма определяет содержание на технологическом уровне. 

В «серпе» размещалось три последовательных обеденных зала: первый для детей, второй для рабочих, третий для сотрудников фабрики. На крыше между двумя основными входами располагалась летняя терраса. В «молоте» находилась кухня, откуда по трем конвейерам пища подавалась в «серп». Между этажами было устроено шесть лестниц. Оба этажа «серпа» и широкие лестничные площадки имели сплошное витражное остекление. Каркас постройки, перекрытия и колонны были сделаны из бетона. Помимо обеденных залов, в здании располагалась кулинария, была устроена читальня, работала спортивная школа. 

СУДЬБА И НКВД 

Но Екатерина Максимова не увидела свое главное произведение воочию. В марте 1932 года она погибла при невыясненных обстоятельствах. В Кратове, рядом со своим домом, архитектор попала под поезд. 

Вскоре после трагедии ее брат Владимир был арестован за участие в подпольном православном кружке. НКВД в этот период активно «зачищала» религиозных граждан, была объявлена «пятилетка безбожия». Пришли чекисты и за Екатериной, но арестовывать было уже некого.

 

Архитектор Максимова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Организацию ее похорон взял на себя коллектив Нарпита. Фото из сети Интернет

Из свободного доступа 

Долгие годы память о ней хранили только ее родственники, но сейчас ситуация меняется. Возвращение фабрики-кухни к первозданному виду, открытие в здании филиала Третьяковки – это еще и возвращение Екатерины Максимовой, первой русской женщины-архитектора. И как актуально звучат ее слова, сказанные более 90 лет назад: «…освободить  женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами»! Нам осталось совсем немного до этой мечты. 

ЭКСПЕРТИЗА – Р  

                Фабрика-кухня в Самаре -   знаковый проект архитектора-инженера Екатерины Максимовой

 Максимова Екатерина Николаевна. Фото с сайта семьи Петровых 

19-11-2020

Сейчас мы расскажем об уникальном здании – памятнике конструктивизма, бывшей фабрике-кухне завода имени Масленникова, а в ближайшем будущем – филиале Третьяковской галереи в Самаре. 

Прежде всего, заострим внимание на том, что автор этого проекта – женщина. Даже для начала советского периода, несмотря на все прогрессивные лозунги о равенстве полов, этот факт необычен. Екатерина Николаевна Максимова родилась в 1891 году в Казани. Здесь она блестяще окончила художественную школу, затем продолжила образование в Санкт-Петербурге на архитектурном факультете Петроградского политехнического института. Дипломная работа юного архитектора-инженера была посвящена теме общественных построек – «Гостиница-санаторий». 

Профессиональная биография Максимовой богата работой с известнейшими архитекторами того времени и участием в создании знаковых объектов, но фабрика-кухня в Самаре – ее личный проект: над ним она работала не в команде, а выступила в качестве единственного автора. К несчастью, этот же проект стал последним в ее жизни – Максимова так и не увидела достроенного здания, потому что в 1932 году ее жизнь трагически оборвалась. 

В этом же году фабрика-кухня была достроена и начала свою биографию как символ другой, осмысленной жизни Человека. 

С приходом новой власти в начале XX века подход к строительству общественных зданий кардинально изменился: ничто, в том числе быт, не должно отвлекать советского гражданина от созидательной деятельности и стремления к светлому будущему. В декабре 1929 года Средневолжский крайисполком принял решение о строительстве фабрики-кухни при заводе имени Масленникова с пропускной способностью 9000 обедов. 

Здание имеет форму серпа и молота, что лучше всего видно с высоты птичьего полета. При этом символизм никак не отражается на функциональности постройки.

 

Из свободного доступа

Кстати, здесь удобно было ориентироваться: кухня – в «молоте», гардероб и обеденные залы – в «серпе», в «рукоятке молота» - почта и магазин. При этом Максимова продумала как сделать так, чтобы персонал, работающий в здании не пересекался с посетителями. Перемещение между первым и вторым этажами обеспечивалось шестью лестницами. Еда подавалась в столовые на конвейерах, причем движение готовых обедов и грязной посуды было намеренно разведено. Отдельные входы были предусмотрены для посетителей магазина, парикмахерской, почты и детской столовой. 

В целом, фабрика-кухня представляла собой свободное простое и светлое, по-настоящему удобное общественное здание без акцента на декор и прочие излишества. Основной материал – бетон: он в каркасе, перекрытиях и колоннах.

 

 

Начиная с 1944 года внешний вид постройки начал кардинально меняться из-за необходимости снизить затраты на отопление: был заложен центральный вход, сократилась площадь остекления, переделались лестницы, изменен и утеплен фасад. В таком виде фабрика-кухня встретила 90-е годы XX века. В наше время здание сменило несколько частных владельцев и, даже было на грани сноса. 

Сегодня здесь ведутся реставрационные работы. В конце 2021 года в здании бывшей фабрики-кухни уже несуществующего завода имени Масленникова разместится экспозиция филиала Третьяковской галереи.

 НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ

      Наследие. Исследование. Архитектура. Дизайн.

    Текст: Пастушенко Валентин, Самогоров Виталий

7 марта 2018

Фабрика-кухня при заводе № 42 (ЗИМ) находится в центральной части Самары, на пересечении проспекта Масленникова и улицы Ново-Садовая. Сейчас ведется большая общественная работа по сохранению фабрики-кухни, так как этот  памятник советской архитектуры находится под угрозой уничтожения. Фабрика-кухня в плане имеет очертания символа советского государства – «серп и молот». В последние годы в профессиональной среде существовал интерес к личности автора, запроектировавшего здание фабрики-кухни. В архивных чертежах проекта фабрики-кухни, датируемых 1930 годом, которые хранятся в архиве ГАСО, в штампе проектной организации стоит подпись – «Е. Максимова».

 

Исследование других источников самарских архивов, где могла содержаться хоть какая-то информация об архитекторе, не дало никаких результатов. В связи с этим началась работа по изучению всех возможных изданий, где фигурировали фамилии архитекторов, работавших в 1920-30-е годы. После анализа обширного материала, первая ссылка на Е. Н. Максимову была обнаружена в книге «Первые женщины инженеры»:  «Максимова Екатерина Николаевна. Приема 1909 г. Инженер-архитектор. Работала главным архитектором строительного отдела московского центрального универмага. Стаж работы 11 лет. Трагически погибла в Москве в 1932 г.»

Эта краткая биографическая заметка определила два возможных направления поиска. Во-первых, по отчеству архитектора было предварительно установлено место учебы – «Санкт-Петербургские Женские политехнические курсы». Год поступления – 1909. Во-вторых, информация о трагической гибели в 1932 году косвенно подтверждала авторство Е. Н. Максимовой, так как именно в том году была сдана в эксплуатацию самарская фабрика-кухня при заводе № 42, - 1 января 1932 года. 

В центральной газете Советского Союза «Известия» была обнаружена заметка:

«Максимова Екатерина Николаевна, инженер-архитектор строй-объединения “Мосторга”, похоронена 20 марта 1932 г. на Ваганьковском кладбище». Сам факт подобной публикации в центральной газете страны говорил о незаурядной личности погибшей.  

Информация о месте захоронения Е. Н. Максимовой позволила разыскать родственников и установить с ними контакт. В декабре 2009 года на Ваганьковском кладбище была найдена могила Максимовой Екатерины Николаевны. На памятнике архитектору, изготовленному из черного мрамора, не было ни фотографии Е. Н. Максимовой, ни даты рождения, лишь год гибели – «1932». 

В феврале 2010 года в музее МАРХИ, в Биографическом словаре архитекторов народов СССР, составленном А. Ф. Крашенинниковым, была найдена запись об архитекторе Е. Н. Максимовой, с приблизительной датой рождения «ок. 1890 (?)». 

Далее была организована встреча с исследователем архитектуры 1920-30х годов – Казусем Игорем Александровичем. На основании имеющегося у него списка архитекторов И. А. Казусь предположил, что возможно у Е. Н. Максимовой был брат Владимир Николаевич, герой монографии А. Ф. Крашенинникова – «В. Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля. 1882-1942». По материалам книги подтвердилось предположение о том, что Е. Н. Максимова действительно была родной сестрой Владимира Николаевича Максимова. Но информации было мало, имелась лишь запись о гибели сестры Владимира Николаевича и их совместной жизни в последние годы. 

В начале мая 2010 года удалось связаться с родственниками Е. Н. Максимовой. При встрече выяснилось, что это были внуки Е. Н. Максимовой – Екатерина Никитична и Павел Никитич. В процессе общения исследователи получили уникальный биографический материал и некоторые сохранившиеся документы. В результате были восстановлены биография и творческое наследие архитектора Максимовой Екатерины Николаевны. 

Максимова Екатерина Николаевна родилась 12 декабря 1891 года в городе Казань, в православной семье. Ее родители были глубоко верующие люди. Весь их род был из Башкирии, из-под города Стерлитамака. Отец, имевший частицу татарской крови и свободно владевший татарским языком, работал учителем в национальной татарской школе, готовившей ремесленников. По семейной легенде, фамилия звучит как «МАксимов»[ударение на первый слог]. 

В переводе с башкирского или с татарского языка «Максус» - означает особый, особенный. Следовательно, предки Екатерины Николаевны чем-то выделялись. Уже позднее, после принятия православия, они стали Максимовыми. 

После успешного окончания Казанской художественной школы Екатерина Николаевна решила связать свою профессиональную жизнь с архитектурой. В 1910 году она подала документы во Второй Петроградский политехнический институт. К этому моменту ее родной старший брат – Владимир Николаевич – уже приступил к работе архитектора в Санкт-Петербурге, где он окончил Высшее художественное училище при Академии художеств.

Студентка Екатерина Максимова

Е. Н. Максимова в 1910 году поступила на архитектурный факультет Второго Петроградского политехнического института и с отличием его окончила, выполнив дипломную работу на тему «Гостиница-санаторий».  

Данное учебное заведение было открыто за четыре года до поступления Максимовой, и это было большим событием в сфере образования в Российской империи. В 1906 году в Петербурге открылись Женские политехнические курсы.

Это событие взволновало все прогрессивные круги русского общества. Женщина завоевала еще одну, недоступную ей до сих пор область знаний – технику. 

Уже к октябрю 1905 года на эти курсы поступило около семисот заявлений. Отбор слушательниц  происходил по конкурсу аттестатов средних учебных заведений. Было принято двести тридцать четыре человека.

Занятия начались 15 января 1906 года. Преподавание велось по предметной системе, дававшей курсисткам право свободно посещать лекции и возможность сдавать экзамены в течение всего учебного года. Система непривычная для вчерашних школьниц, и быстро приспособиться к ней удавалось далеко не каждой. Обучение на первых двух курсах велось по общей для всех слушательниц программе. 

Кроме архитектурных проектов, слушательницы должны были сдавать проекты по канализации и водоснабжению, отоплению и вентиляции, электротехнике, дорогам и статике сооружений. К особым предметам относились декоративное искусство, композиция, акварель и лепка. Заключительной работой являлся дипломный проект с предварительной клаузурой. 

Дипломный проект, требовавший полугодовой, иногда даже годовой работы, выполнялся на темы: «Здание исторического музея», «Народный дом», «Здание Государственной думы» и другие. 

В 1914 году Е. Н. Максимова участвовала в проектировании земского дома в Киеве. В трудовой книжке с этого года ведется отсчет ее профессиональной деятельности. 

В дальнейшем, в период с 1915 по 1918 годы, она работала в качестве помощника архитектора по проектированию и производству у различных архитекторов Санкт-Петербурга. В 1918 году участвовала в составлении различной проектной документации для строительства в Санкт-Петербурге. 

В 1922 году в Санкт-Петербурге у Максимовой родился сын Никита, в это время в стране был голод, гражданская война. Выживать в эти трагические годы было непросто, а в условиях тотального голода в большом городе это было просто нереально. И для того чтобы прокормиться и просто выжить, Максимова приняла решение уехать в город Белебей в Башкирию, где после выхода на пенсию жили ее отец и мать. Туда же приехал со своей семьей старший брат Максимовой – Владимир Николаевич. Всей большой семьей выживали сообща, поддерживая друг друга. В городе Белебей Максимова устроилась на работу преподавателем специальных предметов в технической школе и там же, в девятилетней школе, преподавала физику. 

В маленьком провинциальном городке о работе архитектором не было и речи, в это непростое революционное время нужно было элементарно выживать. 

В 1923 году Максимова приезжает в Москву. Ее брат Владимир Николаевич до революции активно сотрудничал с академиком архитектуры А. В. Щусевым. В результате Екатерина Николаевна получила возможность поработать с А. В. Щусевым, помогая в проектировании Казанского вокзала. Так, с 1923 по 1925 годы она активно трудилась в составе проектного подразделения на строительстве Казанского вокзала.

 

Здание Казанского вокзала 

Максимова восстановила связь с родным братом Владимиром Николаевичем. Он в это время со своей семьей бедствовал в городе Клин (Московская область), будучи безработным. После революции брат Максимовой по идеологическим соображениям не работал на советскую власть, заявив, что это власть безбожная и на нее он работать не будет. Кормильцем в семье была Екатерина Николаевна, Владимир Николаевич помогал ей в проектах, но ни в одном проектном штампе не фигурировал. 

В это время Екатерине Николаевне как работнику наркомата путей сообщения (она работала в проектной группе по строительству Казанского вокзала) выделили участок под строительство дома в поселке Кратово.

Дом Максимовых. Поселок Кратово. Фото из сети Интернет

С 1925 года Е.Н. Максимова переходит на должность инженера-архитектора в «Нарпит» и вместе с вновь организованной группой инженеров, архитекторов, технологов начинает с чистого листа разрабатывать методологию проектирования объектов с особой функциональной задачей – организацией общественного питания, в дальнейшем такие объекты получили название «фабрика-кухня». Е. Н. Максимова внесла огромный вклад в дело проектирования фабрик-кухонь в СССР. Она постоянно ездила в командировки, с ее участием составлялись проекты московских фабрик-кухонь, а также на Днепрострое, в Свердловске (Екатеринбурге), в Магнитогорске и во многих других городах. Одной из последних построенных по ее проекту фабрик-кухонь была самарская, которая вобрала в себя многолетние наработки функционально-планировочных и архитектурных решений ранее запроектированных объектов. 

В апреле 1932 года, по сфабрикованному делу, был арестован брат Максимовой – Владимир Николаевич. Брат был глубоко верующим человеком, до революции занимался проектами для семьи Романовых в Царском Селе. Император Николай II был крестным отцом у сына Максимова – Арсения. Государственная политика и борьба с церковью привели к тому, что в 1932 году была объявлена пятилетка безбожия. ОГПУ весной 1932 года провело операцию «пасхальный набор», в результате которой многие священнослужители были арестованы. Владимир Николаевич был причислен к тайной православной организации «Истинно православная церковь», в результате на него и сына был выписан ордер на арест. 

Трагически сложилась судьба Е.Н. Максимовой – она погибла в марте 1932 года, попав под поезд. Она не увидела свой наиболее самобытный, яркий и символичный проект – самарскую фабрику-кухню. Обстоятельства гибели Екатерины Николаевны очень запутаны, судя по документам, она трагически погибла под поездом, было это несчастным случаем или нет, сейчас говорить сложно. В тот день она с проектами возвращалась домой в поселок Кратово. 

После гибели архитектора спустя месяц в дом пришли сотрудники ОГПУ и предъявили ордер на арест Максимовой Екатерины Николаевны, брат уже к тому моменту отбывал заключение. В ответ родственники сообщили, что Максимова погибла и арестовывать некого. Вскоре после трагической гибели Екатерины Николаевны на Ваганьковском кладбище сотрудниками «Нарпита» ей был установлен памятник. 

КАКИМ БУДЕТ ПЕРВЫЙ ФИЛИАЛ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В СТРАНЕ?

 13 сентября 2021. Новости культуры

Презентация обновленной Фабрики-кухни – филиала Третьяковской галереи в Самаре

Третьяковская галерея откроется здесь в 2022 году. Конструктивистское здание фабрики-кухни продиктовало базовую идею филиала – диалог классики и современности сквозь призму культуры XX века. Новый музей должен стать многофункциональным культурным центром. Вместо постоянной экспозиции здесь будут проходить выставки из коллекции Третьяковской галереи и других российских музеев. 

В 2018 году Министерство культуры России приняло решение об открытии в знаменитом памятнике конструктивизма – Фабрике-кухне – филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре. Три года назад начались работы по реставрации здания. Сейчас наследие конструктивизма тщательно восстановлено, ведутся работы по его приспособлению к музейным задачам. Фабрика-кухня – уникальный объект в форме серпа и молота, шедевр конструктивизма, главное произведение архитектора Екатерины Максимовой. 

С 13 сентября 2021 года в обновленной Фабрике-кухне стартуют первое публичное мероприятие и презентация архитектурного шедевра. Генеральным партнером события выступает Сбер, обеспечивая спонсорскую поддержку. 

С 13 по 17 сентября в залах будущего музея пройдет серия театральных перформансов «Утопия на ужин», специально созданных к открытию Фабрики. С помощью движения, музыки и арт-объектов они перенесут зрителя в прошлую, настоящую и будущую жизнь здания. Задача проекта – выстроить взаимодействие со смыслами, обретенными в конкретных условиях и в конкретном месте, на самарской Фабрике-кухне. Средства современного искусства позволят зрителям увидеть отражение памяти о прошлом архитектурного объекта, его уникального опыта проживания большой жизни – от заведения общепита до музея. 

Команда проекта: хореограф Анна Абалихина, художник Ксения Перетрухина, композитор Алексей Сысоев. На их счету постановки в Большом театре, Электротеатре Станиславского, Гоголь-центре, Театре наций, Театре на Таганке, множество премий (Золотая маска, Инновация и другие).

 ПОСМОТРИТЕ НА ФАБРИКУ-КУХНЮ В САМАРЕ, ГДЕ ОТКРОЕТСЯ ФИЛИАЛ НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКИ

 11.11.2021, Истории

 Автор: Марина Устинова 

В Самаре в 2022 году в бывшем здании Фабрики-кухни завода имени Масленникова откроется филиал Третьяковской галереи. Кажется,  это одно из главных событий в культурной жизни города за последние 20 лет. Мы заглянули внутрь и узнали у директора филиала, архитекторов и нашего главреда родом из Самары подробности реконструкции. А также выяснили, как авторы проекта собираются сделать столичный бренд Третьяковки своим для жителей Самары. <…>

 Михаил Савченко, директор филиала Третьяковской галереи в Самаре: «Филиал Третьяковки в бывшем здании Фабрики-кухни будет состоять из выставочного пространства, различных научных отделов, фондов, арт-резиденций, книжных магазинов, образовательных центров, лектория, библиотеки, кинозала и кафе.

Постоянной экспозиции в музее не будет. Большие, но временные выставки, на мой взгляд, позволят музею держать динамику: у каждой из них своя архитектура, план, программа. Проекты в музее будут основаны не только на собраниях Третьяковки – в них также будут участвовать коллекционеры, частные и государственные музеи.

 

К историческому значению здания будет отсылать первая экспозиция, посвящённая прошлому Фабрики-кухни и её архитектору Екатерине Максимовой. О Екатерине было мало что известно, и команда решила оставить записку на её могиле о том, что планирует делать этот проект. Спустя год на послание откликнулись родственники Максимовой – они передали нам некоторые её вещи и архив. Сейчас мы общаемся с её внучкой, которая живёт в подмосковном Кратово в доме, построенном по проекту самой Максимовой».

ПРИМЕЧАНИЯ 

1Максимова Екатерина Николаевна – архитектор. Родилась 10.12.1891 (по старому стилю). Отец – статский советник Максимов Николай Андреевич, мать Мария Антоновна (в девичестве Санина). Крещена 5 января 1892 года в Борисоглебской церкви города Казани.

Окончила Казанскую художественную школу. В 1910 году окончила 2-ю Оренбургскую женскую гимназию и поступила на архитектурный факультет Высших женских политехнических курсов в Санкт-Петербурге. Диплом защитила на тему «Гостиница-санаторий» и завершила обучение с отличием. В 1914 году участвовала в проектировании земского дома в Киеве. В 1915-1918 годах работала в Петрограде помощником у различных архитекторов. В 1923 году переехала в Москву. Участвовала в работе по проектированию Казанского вокзала в Москве. Работала для «Нарпита»: проектировала фабрики-кухни в Москве, на Днепрострое, в Свердловске, Магнитогорске и других городах, в том числе фабрику-кухню для завода им. Масленникова в Самаре. В марте 1932 года Екатерина Максимова, возвращаясь домой – в посёлок Кратово, погибла при невыясненных обстоятельствах под колёсами поезда. Похоронена на Ваганьковском кладбище. 20 марта 1932 года газета «Известия ВЦИК» (№ 79, с. 4) опубликовала следующее сообщение: «Постройком, ячейка ВКП (б), коллектив ИТР и дирекция стройобъединения Мосторга извещают, что вынос тела главного инженера-архитектора Екатерины Николаевны Максимовой сост. 20 марта в 16 час.,  из Красного уголка Мосторга, Неглин. пр. 3 на Ваганьк. кл.»

Источник: Википедия.

2Прасковья Ариан (1864-1949). Писательница, переводчица, педагог, но прежде всего феминистка – страстная защитница прав женщин, Прасковья Ариан родилась в Санкт-Петербурге. Была учащейся физико-математического отделения Санкт-Петербургских высших женских курсов, но бросила учебу, не окончив [их]. В 1884 году она основала в Санкт-Петербурге детский сад для рабочих и трудилась [в нём] в течение следующего десятилетия. В 1889-м Ариан начала издание первого в России ежегодного женского журнала «Первый женский календарь». В нем не только освещались женские проблемы, но и велась большая просветительская работа – от разъяснений, как выглядит вексель, до статей о мясных паразитах. Календарь издавался до 1915 года и пользовался огромной популярностью по всей России. В начале XX века Прасковья Ариан вместе с другой известной русской феминисткой, Анной Философовой, и группой преподавателей создает Высшие женские политехнические курсы – первое в России учебное заведение, которое готовила женщин-архитекторов. После революции Ариан, принадлежавшая к поколению народовольцев, не была репрессирована и до 1930-х годов преподавала на курсах для рабочих при Кировском заводе в Ленинграде. Она пережила даже блокаду и умерла в родном городе 85 лет от роду.

3Артемий Багратович Халатов (1894-1937). Руководитель Нарпита. Родился в Баку в семье служащего. Учился в Московском коммерческом институте, где вступил в марксистский кружок и познакомился с Анастасом Микояном. После революции – чрезвычайный комиссар Москвы по продовольствию и транспорту. В Гражданскую войну – на руководящих постах в Наркомате продовольствия. Участвовал в организации продотрядов и карательных экспедиций, в том числе во время голода в Поволжье. С 1920 года член ВЦИК и Моссовета. В 1923-1929 годах председатель товарищества «Народное питание» (Нарпит). В 1927-1929 годах ректор Московского института народного хозяйства. В 1929-м глава Госиздата. Запретил журналу «Печать и революция» опубликовать приветствие по случаю 20-летия творческой и общественной работы Владимира Маяковского. С 1935 по 1937 год Халатов был председателем центрального совета Всесоюзного общества изобретателей. Он автор более 60 брошюр и статей. Имя Халатова в 1930-х годах носил Театр детской книги и школа ФЗУ в Москве. В 1937 году Артемий Халатов был исключен из ВКП (б) и расстрелян (реабилитирован в 1956 г.).