Нарымский адмссыльный Гастев А.К. Часть 2.
Фрагмент выставки "Экспресс-панорама" (Красноярский литературный музей им. В. Астафьева, независимый эксперт Е. Ларичев), посвященной А.К. Гастеву.
Кроме революционной деятельности А.К. Гастев занимался литературным творчеством. Его прозаические и особенно – стихотворные произведения впоследствии неоднократно переиздавались. В его литературных произведениях среди мотивов борьбы и картин будущего постоянно слышится мотив неизбежности жертвы.
БАШНЯ.
А. Гастев.
На жутких обрывах земли, над бездною страшных морей выросла башня,
железная башня рабочих усилий.
Долго работники рыли, болотные пни корчевали и скалы взрывали
прибрежные.
Неудач, неудач сколько было, несчастий!
Руки и ноги ломались в отчаянных муках, люди падали в ямы, земля их
нещадно жрала.
Сначала считали убитых, спевали им песни надгробные. Потом помирали
без песен провальных, без слов. Там, под башней, погибла толпа безымянных,
но славных работников башни.
И все ж победили... и внедрили в глуби земли тяжеленные, плотные кубы
бетонов-опор…
…………………………………………
… Железо - железо!.. гудят лабиринты.
В светлом воздухе башня вся кажется черной, железо не знает улыбки:
горя в нем больше, чем радости, мысли в нем больше, чем смеха.
Железо, покрытое ржавчиной времени, это - мысль вся серьезная, хмурая
дума эпох и столетий.
Железную башню венчает прокованный, светлый, стальной - весь
стремление к дальним высотам - шлифованный шпиль…
…………………………………..
…Те, что поднялися кверху, на шпиль, вдруг прожгутся ужасным сомненьем:
башни, быть может, и нет, это только мираж, это греза металла, гранита,
бетона, его - сны. Вот они оборвутся - под нами все та же бездонная пропасть
- могила...
И, лишенные веры, лишенные воли, падают вниз.
Прямо на скалы... На камни.
Но камни, жестокие камни...
Учат!
Или смерть, или только туда, только к верху, - крепить, и ковать, и
клепать, подыматься и снова все строить и строить железную башню.
Пробный удар ручника...
Низкая песня мотора. -
Говор железный машины...
Творчество А.К. Гастева не только имеет художественную ценность, но и помогает понять людей его круга.
Работает секретарем ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов, потом – в управлении заводов Москвы, Харькова, Николаева. Активно занимался профсоюзной и культурно-организаторской работой. Даже возглавлял Уголовный розыск (в Новониколаевске-Новосибирске, 1919 год). Стоял (вместе с Богдановым) у истоков Агитпропа.
В 1921 году создается Центральный институт труда (ЦИТ). С этого времени А.К. Гастев прекращает литературное творчество, всецело сосредотачиваясь на вопросах организации труда. Его работа была оценена по заслугам. Как директор ЦИТа он был бессменным заместителем Председателя Совета по научной организации труда (СОВНОТ) при НК РКИ (Председателем СОВНОТа в эти годы был В. В. Куйбышев), в 1926 году — председатель СОВНОТа. В 1926 году в связи с пятилетием ЦИТа был награждён орденом Трудового Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу». С 1932 по 1936 год был Председателем Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны, а также главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне — «Стандарты и качество»).
Долгое время он работает как беспартийный, однако в 1931 году вновь вступает в ряды ВКП(б). В 1935 году возглавлял советскую делегацию на Международном конгрессе по стандартизации в Стокгольме.
Когда-то листовки Центрального института труда висели не только у каждого станка и верстака, но и над рабочими столами ученых, управленцев и даже наркомов (министров).
Листовка Центрального института труда.
Разработанные А.К. Гастевым 16 правил «Как надо работать» построены на знании физиологии и психологии человека. Они в состоянии помочь как человеку, занятому ручным, так и умственным трудом, и не потеряли актуальности по сей день.
- Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.
- Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
- На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
- Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.
- За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу запорешь. После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.
- По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
- Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами, портит и человека, и работу.
- Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.
- Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.
- Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.
- Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.
- Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
- Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
- Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли, и работа опротивеет.
- В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.
- По окончании работы надо все прибрать: и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти, и чтобы самая работа не противела.
8 сентября 1938 года арестован НКВД, обвинен в участии в право-троцкистской заговорщицкой организации, осужден и, несмотря на заявление о раскаянии и просьбе сохранить жизнь, 15 апреля 1939 года расстрелян.
Аресту подверглись его вторая жена Софья Абрамовна Гринблат и сын Алексей. Вообще через лагеря в разные годы прошли Алексей, Юрий и Владимир (сын от первого брака с Анной Ивановной Васильевой). Четвертый, Петр, погиб под Курском в 1943 году.
В архивном деле Гастева среди посетителей, работавших с его делом, есть подпись его сына Юрия Алексеевича Гастева – философа, математика, правозащитника.
В связи с тем, что Алексей Капитонович Гастев был репрессирован, имя его оказалось под запретом. Однако идеи научной организации труда, выдвигаемые Центральным институтом труда, оказались настолько важными для государства, что продолжали внедряться в жизнь и после расстрела их автора. Всех нас с детских лет приучают следовать режиму дня, держать в порядке рабочее место, планировать свой рабочий день и чередовать работу и отдых.
Сейчас труды Алексея Капитоновича Гастева изучают экономисты. Литературное творчество тоже не было вполне забыто – его стихи и фантастическую повесть можно найти в Сети.
И все же Алексея Капитоновича Гастева трудно назвать человеком широко известным.
А жаль.