Лидия Викторовна Корякина, родилась 1960 г., Д. Покровка Томского района, проживала д. Уптала Томского района до 1972 г.р.
Лидия Викторовна Корякина, родилась в 1960 г.,6 сентября, в д. Покровка Томского района, проживала в д. Уптала Томского района до 1972 г.р.
Потомок переселенцев из Тамбовской губернии, Корякины.
Потомок переселенцев 1900-х г. из Курской губернии, Капустины,
Потомок переселенцев 1930-х гг. из Белоруссии, Процкие.
Степень достоверности информации высокая.
Капустины. Бабушку и дедушку Лидии Викторовны звали Капустин Терентий Анатольевич, 1902 г.р., и Процкая Мария Нестеровна. Она родилась в 1910 году.
У Марии Нестеровны Процкой была на момент приезда дочь Люба, но от кого, неизвестно. По приезде в Сибирь Мария Нестеровна не состояла в браке. Терентий, женившись на Марии, удочерил ее дочь, дал ей и собственную фамилию, и отчество у нее стало Терентьевна.
Капустин Терентий Алексеевич родился в Курской области, время его приезда в Сибирь неизвестно.
Мария Процкая вступила в брак с вдовцом (предположительно, точных сведений нет) Терентием Капустиным, у которого было от предыдущего брака 4 ребенка.
Мария (1926 г.р.)
Екатерина (1927 г) Обе женщины потом уехали в Конотоп на Украине, сейчас умерли.
Анна (Нюська) (1929 г.р.) вышла замуж в поселок 86 участка, и там жила. Умерла молодой.
Сын Илья (1930 г.р.), живет в Крыму.
В совместном браке Капустины прижили дочку Раису 1938 г.р., (живет на Большой Подгорной, 219) и сына Анатолия 1942 г.р. (в Молдавии). Таким образом, они вырастили 7 детей.
Корякины. Бабушку Лидии Викторовны Корякиной по отцовской линии звали Сваровская Клавдия Викторовна. Она родилась в д. Нащеково Шегарского района в 1900 году. Ее мужа звали Корякин Николай Николаевич. Он родился в Тамбовской губернии в 1895 году. Когда Корякины из Тамбовской губернии приехали в Сибирь, неизвестно (уточнить), но проживал он в д. Уптала.
У Николая Николаевича и Клавдии Викторовны Корякиных были дети:
старшая сестра Александра,
Виктор – отец Лидии Викторовны.
До брака с Корякиным Н.Н. у Сваровской К.В. был брак с неким Грушкиным. От этого брака имелся сын Никифор, 1920 г.р. Причина расторжения этого брака неизвестна (вдовство, развод?).
Александра Корякина вышла замуж за Василия Писанкина и жила в Поросино.
У нее было 4 ребенка:
Анатолий
Николай
Наталья
1 дочь.- ? (уточнить - Г.А.)
Из этих детей:
Анатолий женился и жил в Поросино, он уже умер.
Николай переехал в Томск. Он еще жив.
Наталья также живет в Томске.
Виктор женился на Любови Тимофеевне Капустиной из Упталы.
Родители Лидии Викторовны Корякиной: Корякин Виктор Николаевич (род. 12.12.1929 г.) и Корякина Любовь Терентьевна (1934 г.р.).
Дата рождения Любови Терентьевны дается приблизительно. Сведения, содержащиеся в ее свидетельстве о рождении, также не соответствуют реальности - она родилась не в Уптале, а в Белоруссии, и была привезена в Сибирь матерью и дядьями, когда ей был примерно 1 год.
Любовь Терентьевна имела внебрачную дочь Надежду, которая была записана с отчеством Алексеевна и на фамилию Капустина. Надежда Алексеевна Капустина родилась 26 апреля (в документах – 1 мая) 1953 года.
В браке у Любови Терентьевны от Корякина были 2 дочки-близняшки, Лидия и Зинаида.
На фото: Мария Нестеровна Капустина с внучками Лидой (слева) и Зиной.
У Зинаиды есть трое детей
Наталья
Татьяна
Сергей.
У Лидии есть сын Алексей, родившийся в 26 февраля 1999 г.
У Зинаиды есть трое детей:
Наталья
Татьяна
Сергей.
У Лидии есть сын Алексей, родившийся 26 февраля 1999 г.
Процкие.
Ваша бабушка приехала в Сибирь в 1933 г. без мужа, но с ребенком. Раскулаченных в семье не упоминали?
ЛВ.- Нет, семья была бедной, вот от бедности и подались в бега! Семья была большая, поселились не в одном месте.
Константин поселился в Новосибирске. Он потом стал милиционером – надо было выживать, паек.
Васёна – это сестра, она жила под Новосибирском с братом.
Давыд. Это по-еврейски – Давид, а по-белорусски – Давыд. Он жил в Лаврово.
Яков – в Упталу.
Мария - она приехала с дочкой к брату.
Была еще Вера – она осталась в Белоруссии. Она была старше других и к переезду уже вышла замуж.
А их родители?
ЛВ. - Не знаю. Может, тетя Раиса скажет?
Жили-то всяко. Васёна вот приезжала во время войны – тоже, детей много, просила сестру хоть чем ей помочь. Та сняла со стены какой-то коврик, та юбку сшила, и была рада. Вот как жили. Я потом пыталась найти. В архиве (ГАТО) вынесли огромный список, так вот я среди деревень, принимающих переселенцев, нашла Лаврово. А вот Покровку, Чичаг, Упталу, Каменку – не встретила. Не знаю, когда они созданы.
Как долго вы прожили в Уптале?
ЛВ. – Я родилась в д. Покровке, находившейся рядом, но в двухлетнем возрасте мама переехала в Упталу к бабушке, там я прожила до 1972 года.
Как выглядела деревня?
Деревня Уптала была очень большой и красивой. Все, кто приезжал, говорили, что деревня красивая, как никакая другая.
Много было улиц?
Две. Был пруд – запруду сделали и расширили русло реки, получился пруд. По обе стороны пруда были улицы, на каждой – примерно 15 домов. За домами шли огороды Если брать левую (от питающей пруд реки) сторону, то за домами шли поля, за полями лес. Лес был лиственный. И земля в Уптале была черная. Единственное место, которое отличалось от окрестных – кладбище. Оно находилось левее запруды. Там был песок и сосны, не знаю, почему так. На левой стороне деревни, ближе к кладбищу, находился единственный магазин. В нем продавалось все: мука (хлеб все в деревне пекли сами, но муку привозили, а хлеб не возили вообще), печенье, конфеты, соль всякая, крупа, промтовары. На обеих улицах было по колодцу. Справа от пруда были зерносушилка (почти у самой реки, если идти по улице в сторону запруды) , клуб, далее – начальная школа. За деревней, справа от запруды, был колхозный двор, на нем были и лошади, и трактора.
Мимо колхозного двора шла дорога в деревню. Слева от этой дороги были поля и лес (у деревни), а справа – только поля. В деревне имелась ферма, на которую свозили с окрестных деревень молодняк. Его выкармливали, потом приходили скотовозки «Колхиды», и бычков увозили на мясо. На полях растили пшеницу, овес, кукурузу на силос, так как в деревне был скотный двор.
Как заготавливали силос?
В яму машинами свозили массу, трактор утаптывал. Кажется, траву солили, чтобы она не гнила. Мама работала на зерносушилке.
А у вас был колхоз или совхоз?
Не знаю, а вообще, даже не задумывалась, какая разница.
А паспорта были у родителей?
Я еще старые помню, с маленькой фотографией, ничего на ней не разглядишь.
Мама вышивала, а бабушка уже нет. Не до этого ей было, наверно.
- Зрение не позволяло?
Никаких очков не было. Отец в 83 года без очков читал. Он вообще не пил, не курил. На праздники бывало вино, но водки не было, наливки там всякие тоже не делали.
Как выглядел ваш дом?
Дом был двухкомнатный. По фасаду – 4 окна, и одно – шедшее в крытый двор.
Наш дом стоял на левой стороне пруда, примерно в центре. Был большой крытый двор. Огород. Ближе к дому сажали что-то для дома, типа лука, моркови. За двором до полей шло немеряно земли, сажали картошку. На моей памяти огород пахали трактором, а как раньше – я не знаю.
Крытый двор покрывали соломой. Мы с отцом забирались на крышу и скидывали оттуда снег. Двор огибал дом с двух сторон. Сразу от ворот справа были дрова, тут же держали скотину. Дальняя от входа стена – сенки, ведущие в чулан. То есть вход в дом был с дальней от улицы стены. У входа в сени стоял стол, на котором лежали разные нужные в хозяйстве вещи. Дальше стояли лари с мукой и чулан. Муку мы покупали помногу.
Дом имел две комнаты. Справа от входа, у внутренней стены, стояла печка. Слева, у входа - кровать, на которой спали бабушка и Надя. Дальше по стенке шло окно. В углу стоял сервант – самодельный или кустарной работы «шкаф для посуды». Далее было два окна, и у самой перегородки стоял стол, за которым готовили и ели. Чело печки было повернуто к столу. Чистая комната была отделена боковой стеной печки и перегородкой. Одна из стен - от печи - окон не имела. У стены стояла наша с сестрой кровать. Следующая стена тоже была глухая, и там была кровать родителей и комод. Дальше имелся красный угол. В доме были иконы. Между двух окон стоял рабочий стол, за ним не ели. В доме не было особых украшений, хотя мама вышивала. Стены были беленые.
Какую скотину вы держали?
Держали скотины очень много - корова, бычок, теленок, овец штук 10, свиньи. Была птица: куры и утки, которые плавали в пруду.
Вообще, деревня-то была сбродная, с разных мест люди жили, но все были работящие, не было ни тунеядцев, ни алкашей.
Какие дела поручались детям? Как их приучали к труду?
«Ой, об этом даже спрашивать не надо! С 6-7 лет тяпали картошку. Мама уйдет, бабушка: «Девчонки, картошку полоть!». Утка с утятами уйдет на пруд, долго не идет: «Девчонки, утка застряла». Бежим. На покос, на зерносушилку бегали».
А в свободное время дети чем занимались?
Играли. В мячик (покупали в городе), куколки были (набитые опилками, с пластиковыми головами). Помню, я просила большую куклу. Бабушка мне сделала ее из телогрейки. Рук у нее не было, была голова, лицо завязано тряпкой и нарисовано. Мне она нравилась. Родители приезжали из города - привозили игрушки. Сумка пахла новыми игрушками. Мы радовались пирамидкам с колечками.
А в чем дети ходили?
Одежда была всякая, хорошая. Брали в Сеченово. Летом бегали босиком. Камешков у нас не было, да и ноги грубели. Мы даже на покос босиком бегали. Были сандалии. По грязи – резиновые сапоги.
Много детей было?
Ну вот моего возраста – человек 20, сестра Надя старше – тоже.
А в классе сколько было?
В моем? Человек 7.
А школа у вас была средняя или начальная?
Начальная. Три класса. Ребята постарше учились в Сеченово. Там всего было 5 километров от Упталы. В теплое время ходили, зимой жили там. В мое время там был построен интернат. Жили неделю, на выходные за нами присылали подводу или трактор и везли, если что – могли и пешком. Мы с мамой и в Рыбалово ходили, и в Карбышево, и в Томск. Встанем до свету и идем.
Зимой дорогу чистил трактор. Из Сеченово в Упталу было 2 дороги - от начала села и в середину.
А сколько раз вы ели и что?
В основном на картошке. Суп, жареная, товча (бабушка так говорила, белоруска) Значит – толчонка, пюре.
ЛВ: Школу расформировали, деревня стала разбегаться. Родители по-умному сделали, не стали в соседние деревни переезжать. Мы накопили 1,5-2 тыс, по нынешним деньгам – большие деньги. Свиньи, корова, мясо отец сдавал. И сразу уехали в город.
ЛВ: Бабушка Мария – она вообще жила с достоинством. Ее никто не называл там «Манька, Маня» или еще как. Тетка Мария – только так.
А могли взрослого человека назвать типа «Манька», «Тимошка»?
- Не было, не помню такого.
О праздниках.
Какие праздники были в деревне?
Самый большой – выборы. Вся деревня гуляла. Выбирали депутатом всегда учительницу, она и меня учила. Анастасия Павловна Анисимова. Ездили в Сеченово. Запрягали лошадей, бубенцы, ленты. Взрослые уезжали, а мы ездили.
А 7 ноября, 1 мая?
Не помню… У нас клуб был, может, там. Там показывали кино, привозили.
Религиозные праздники – были. Веточками дом и в доме украшали. Колядки не помню. У нас были некрашеные полы – вынимали половицы, выносили на пруд и там скоблили ножами добела.
Помню, что ездили фотографы. Приехал фотограф, мне говорят: «Фотограф приехал, пойдем». А я слова напугалась, залезла под кровать, и так меня оттуда не выманили, поэтому сестра на фотографии без меня. Вот сказали бы просто «Праздник», нарядили там… Вот эта фотография.
Процкие.
Ваша бабушка приехала в Сибирь в 1933 г. без мужа, но с ребенком. Раскулаченных в семье не упоминали?
ЛВ.- Нет, семья была бедной, вот от бедности и подались в бега! Семья была большая, поселились не в одном месте.
Константин поселился в Новосибирске. Он потом стал милиционером – надо было выживать, паек.
Васёна – это сестра, она жила под Новосибирском с братом.
Давыд. Это по- еврейски – Давид, а по-белорусски – Давыд. Он жил в Лаврово.
Яков – в Упталу.
Мария - она приехала с дочкой к брату.
Была еще Вера – она осталась в Белоруссии. Она была старше других и к переезду уже вышла замуж.
А их родители?
ЛВ. - Не знаю. Может, тетя Раиса скажет?
Жили-то всяко. Васёна вот приезжала во время войны – тоже, детей много, просила сестру хоть чем ей помочь. Та сняла со стены какой-то коврик, та юбку сшила, и была рада. Вот как жили. Я потом пыталась найти. В Архиве (ГАТО) вынесли огромный список, так вот я среди деревень, принимающих переселенцев, нашла Лаврово. А вот Покровку, Чичаг, Упталу, Каменку – не встретила. Не знаю, когда они созданы.
Как долго вы прожили в Уптале?
ЛВ. – Я родилась в д. Покровке, находившейся рядом, но в двухлетнем возрасте мама переехала в Упталу к бабушке, там я прожила до 1972 года.
Как выглядела деревня?
Деревня Уптала была очень большой и красивой. Все, кто приезжал, говорили, что деревня красивая, как никакая другая.
Много было улиц?
Две. Был пруд – запруду сделали и расширили русло реки, получился пруд. По обе стороны пруда были улицы, на каждой – примерно 15 домов. За домами шли огороды Если брать левую (от питающей пруд реки) сторону, то за домами шли поля, за полями лес. Лес был лиственный. И земля в Уптале была черная. Единственное место, которое отличалось от окрестных – кладбище. Оно находилось левее запруды. Там был песок и сосны, не знаю, почему так. На левой стороне деревни, ближе к кладбищу, находился единственный магазин. В нем продавалось все: мука (хлеб все в деревне пекли сами, но муку привозили, а хлеб не возили вообще), печенья, конфеты, соль всякая, крупа, промтовары. На обеих улицах было по колодцу. Справа от пруда были зерносушилка (почти у самой реки, если идти по улице в сторону запруды - клуб, далее – начальная школа. За деревней, справа от запруды, был колхозный двор, на нем были и лошади, и трактора.
Мимо колхозного двора шла дорога в деревню. Слева от этой дороги были поля и лес (у деревни), а справа – только поля. В деревне имелась ферма, на которую свозили с окрестных деревень молодняк. Его выкармливали, потом приходили скотовозки «Колхиды» и бычков увозили на мясо. На полях растили пшеницу, овес, кукурузу на силос, так как в деревне был скотный двор.
Как заготавливали силос?
В яму машинами свозили массу, трактор утаптывал. Кажется, траву солили, чтобы она не гнила. Мама работала на зерносушилке.
А у вас был колхоз или совхоз?
Не знаю, а вообще, даже не задумывалась, какая разница.
А паспорта были у родителей?
Я еще старые помню, с маленькой фотографией, ничего на ней не разглядишь.
Мама вышивала, а бабушка уже нет. Не до этого ей было, наверно.
- Зрение не позволяло?
Никаких очков не было. Отец в 83 года без очков читал. Он вообще не пил, не курил. На праздники бывало вино, но водки не было, наливки там всякие тоже не делали.
Как выглядел ваш дом?
Дом был двухкомнатный. По фасаду – 4 окна и одно – шедшее в крытый двор.
Наш дом стоял на левой стороне пруда, примерно в центре. Был большой крытый двор. Огород. Ближе к дому сажали что-то для дома, типа лука, моркови. За двором до полей шло немеряно земли, сажали картошку. На моей памяти огород пахали трактором, а как раньше – я не знаю.
Крытый двор покрывали соломой. Мы с отцом забирались на крышу и скидывали оттуда снег. Двор огибал дом с двух сторон. Сразу от ворот справа были дрова, тут же держали скотину. Дальняя от входа стена – сенки, ведущие в чулан. То есть вход в дом - был с дальней от улицы стены. У входа в сени стоял стол, на котором лежали разные нужные в хозяйстве вещи. Дальше стояли лари с мукой и чулан. Муку мы покупали помногу.
Дом имел две комнаты. Справа от входа, у внутренней стены, стояла печка. Слева, у входа, кровать, на которой спали бабушка и Надя. Дальше по стенке шло окно. В углу стоял сервант – самодельный или кустарной работы «шкаф для посуды». Далее было два окна, и у самой перегородки стоял стол, за которым готовили и ели. Чело печки было повернуто к столу. Чистая комната была отделена боковой стеной печки и перегородкой. Одна из стен - от печи, окон не имела. У стены стояла наша с сестрой кровать. Следующая стена тоже была глухая, и там была кровать родителей и комод. Дальше имелся красный угол, В доме были иконы. Между двух окон стоял рабочий стол, за ним не ели. В доме не было особых украшений, хотя мама вышивала. Стены были беленые.
Какую скотину вы держали?
Держали скотины очень много. Корова, бычок, теленок. Овец штук 10, свиньи. Была птица: куры и утки, которые плавали в пруду.
Вообще, деревня то была сбродная, с разных мест люди жили, но все были работящие, не было ни тунеядцев, ни алкашей.
Какие дела поручались детям? Как их приучали к труду?
«Ой, об этом даже спрашивать не надо! С 6-7 лет тяпали картошку. Мама уйдет, бабушка: «Девчонки, картошку полоть!» Утка с утятами уйдет на пруд, долго не идет: «Девчонки, утка застряла». Бежим. На покос, на зерносушилку бегали».
А в свободное время дети чем занимались?
Играли. В мячик (покупали в городе) Куколки были (набитые опилками, с пластиковыми головами). Помню, я просила большую куклу. Бабушка мне сделала ее из телогрейки. Рук у нее не было, была голова, лицо завязано тряпкой и нарисовано. Мне она нравилась. Родители приезжали из города, привозили игрушки. Сумка пахла новыми игрушками. Мы радовались пирамидкам с колечками.
А в чем дети ходили?
Одежда была всякая, хорошая. Брали в Сеченово, Летом бегали босиком. Камешков у нас не было, да и ноги грубели. Мы даже на покос босиком бегали. Были сандалии. По грязи – резиновые сапоги.
Много детей было?
Ну вот моего возраста – человек 20, сестра Надя старше – тоже.
А в классе сколько было?
В моем? Человек 7.
А школа у вас была средняя или начальная?
Начальная. Три класса. Ребята постарше учились в Сеченово. Там всего было 5 километров от Упталы. В теплое время ходили, зимой жили там. В мое время там был построен интернат. Жили неделю, на выходные за нами присылали подводу или трактор и везли, если что – могли и пешком. Мы с мамой и в Рыбалово ходили, и в Карбышево, и в Томск. Встанем до свету и идем.
Зимой дорогу чистил трактор. Из Сеченово в Упталу было 2 дороги - от начала села и в середину.
А сколько раз вы ели и что?
В основном на картошке. Суп, жареная, товча (бабушка так говорила, белоруска) Значит – толчонка, пюре.
ЛВ. Школу расформировали, деревня стала разбегаться. Родители по-умному сделали, не стали в соседние деревни переезжать. Мы накопили 1,5-2 тыс, по нынешним деньгам – большие деньги. Свиньи, корова, мясо отец сдавал. И сразу уехали в город.
ЛВ – Бабушка Мария – она вообще жила с достоинством. Ее никто не называл там «Манька, Маня» или еще как. Тетка Мария – только так.
А могли взрослого человека назвать типа «Манька», «Тимошка»?
- Не было, не помню такого.
О праздниках.
Какие праздники были в деревне?
Самый большой – выборы. Вся деревня гуляла. Выбирали депутатом всегда учительницу, она и меня учила. Анастасия Павловна Анисимова. Ездили в Сеченово. Запрягали лошадей, бубенцы, ленты. Взрослые уезжали, а мы ездили.
А 7 ноября, 1 мая?
Не помню… У нас клуб был, может, там. Там показывали кино, привозили.
Религиозные праздники – были. Веточками дом и в доме украшали. Колядки не помню. У нас были некрашеные полы – вынимали половицы, выносили на пруд и там скоблили ножами добела.
Помню, что ездили фотографы. Приехал фотограф, мне говорят: «Фотограф приехал, пойдем». А я слова напугалась, залезла под кровать и так меня оттуда не выманили, поэтому сестра на фотографии без меня. Вот сказали бы просто «Праздник», нарядили там… Вот эта фотография.