Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Ковальчук Д . Судьбе наперекор.

Ковальчук Д . Судьбе наперекор.

Нужно помнить историю со всеми ее сложностями, чтобы не допустить подобного в будущем. Эта идея лейтмотивом звучала на всероссийской конференции в Каргаске, посвященной ссыльным. Далеко на север приехали люди, через чью жизнь репрессии прошли красной нитью. В 1931 году в Каргасокском районе было всего 19% спецпереселенцев. Самая большая волна ссыльных ждала впереди. После 1937 года из-за большой населенности Каргасок было решено разделить на Старый и Новый.

Сентябрьская конференция «Томский Север: земля Каргасокская – боль и гордость России», собравшая в своих рядах учителей и школьников, студентов и преподавателей, была приобщена  к трагическим датам в истории. 80 лет прошло со времени крестьянской ссылки, и 70 лет - со дня депортации народов Прибалтики, Молдовы, Польши и российских немцев.

ПУТЬ ССЫЛЬНЫХ

Дорога на комфортабельном автобусе на Север Томской области кажется бесконечной. А каково же было нашим предкам, сосланным в 1930-х годах в места Васюганских болот. Бескрайние топи, через которые тянутся линии электропередач, чахлые березки, сменяющиеся золотыми лесами… В памяти всплывают рассказы репрессированных, уцелевших много лет назад  в такую же сибирскую осень. Истории так похожи одна на другую, что кажется - одна судьба.

«Нас прислали в 49-м. Мы чувствовали себя ссыльными, а потом узнали, что здесь все такие.» «У моей бабки на барже двое детей померло. А хоронили так: останавливались возле берега и закапывали без могил.» - слышу из разговоров бывших спецпереселенцев в автобусе. Некоторые из них впервые за последние 50 лет решили побывать в местах, куда судьба закинула их еще детьми. Писатели Ф. Бакшт и В. Решетько, преподаватели П. Крауиньш и С. Ольгович, известные люди Томска В. Рудский и о. Михаил. Во многом своим приездом в  каргасокские края они обязаны учителю истории Валентине Зарубиной, которая уже не первый год выступает с инициативой «Прощение и память».

БЕЗ УПРЕКА

На въезде в город нас встречает большое кладбище с неухоженными могилками. Пожалуй, это единственное яркое воспоминание о годах репрессий. На удивление, сегодня поселок не загибается, в отличие от многих деревень, а напротив, процветает. Это газовый край, где на 12 тысяч человек приходится около 5 тысяч машин.  Да, не таким представлялось место, обагренное кровью разных народов, согнанных со всего Советского Союза. Теперь уже мало кто из молодого поколения знает, откуда идет его родословная, как оказались здесь его предки. А знать это надо, чтобы впредь не повторить ошибок истории.

- Самое дорогое, что у нас есть – это человеческая жизнь, и никакие исторические события не могут служить оправданием ее гибели!» - так на открытии конференции заявил глава Каргасокского района Анатолий Рожков. - Однако, мы собрались не для того, чтобы упрекнуть кого-то, а чтобы проникнуться судьбами людей, испытавших трудности.

Анатолий Михайлович заострил внимание участников на том, что конференция не имеет политической окраски – это беседы об истории родного края. В программе были круглые столы на тему археологии, этнографии, социально-эконоического потенциала края. Однако самой насыщенной оказалась работа секции «Переселены поневоле». Школьники из северных деревень, студенты и взрослые делились рассказами о своих предках и земляках. И история, услышанная от очевидцев тех событий, оживала в новых подробностях. Оказывается, одним из последних репрессированных был правозащитник Плевко, сосланный в 1989 году (!) и через несколько месяцев реабилитированный. Вот тебе и «дела давно минувших дней».

ЗЕМЛЯ БЛАГОСЛОВЕННАЯ

 - Земля, на которой мы с вами живем, не проклятая, а благословенная, - считает В. Зарубина. Ее идею по своему раскрывает настоятель спасского храма в Каргаске о. Федор: «Страдания были посланы народу, чтобы искупить грехи. Наше поколение живет за счет жертвы, которую принесли предки». Звучит убедительно, но как объяснить это тем, кто был ребенком или матерью в тяжелые годы, кто потерял своих близких в жернове репрессий?!

Петер Крауниньш, преподаватель ТПУ: «Меня часто спрашивают,  что запомнилось из ссылки? Первый день. Двое автоматчиков пришли в дом. Сестру отправили на Амур, а меня – на землю Каргасокскую. Сегодня, спустя почти полвека, я побывал в Бандарке, где прошла ссылка. Дом давно разрушен, но грусти нет. Все осталось в прошлом»…

Несмотря на трагичность обсуждаемой темы, общее настроение на конференции было приподнятым. Сибирь – это чистилище, место, которое скоро станет элитным по климату и генетическому составу. Ведь сюда ссылали самых предприимчивых и умных. А переселенцы, смешивая кровь, создавали новый этнос, имя которому - сибиряк. Жизнеутверждающие мысли звучали и на Круглых столах, и на встрече писателя Решетько с читателями, и в разговорах приехавших гостей.

Оживление вносило и то, что конференция собрала несколько десятков любознательных школьников. «Я из поколения 90-х. Мне чуждо чувство страха за свою жизнь, но это наша история, и ее нужно знать. Нужно восстановить доброе имя людей", - говорила одна из учениц, а ей заочно вторил бывший ссыльный из Эстонии: «Я из того малого числа переселенцев 1941 года, знавших цену времени и ломтя черного хлеба. Прошлое надлежит исследовать, чтобы зло не повторилось». Такая встреча объединила общими  целями разные поколения.

Среди запомнившихся докладов - сообщение студента ТПУ Алексея Парфеновича о проекте «Прощение и память» по местам ссылок. В видеоролике одна за другой вспыхивают точки, обозначающие деревни, где поставлены монументы в память жертв репрессий. Кто, если не мы, будет помнить и прощать… Еще один доклад был посвящен заведующему Каргасокской школы И. Ольгович-Жданенко. Его, приехавшего из Западной Украины строить социализм, сослали в Сибирь, а в 1937 году арестовали и расстреляли. Дочь учителя, теперь уже сама доцент ТГУ Светлана Ольгович, приехала в Каргасок, где начиналось ее детство, и тоже присутствовала на конференции.

 НЕПЕРЕМОЛОТЫЕ

Смотришь на людей, которые пережили репрессии, и поражаешься их стойкости. Пережив горе, от которого, как говорила Анна Ахматова, «гнутся горы», переселенцы не только не сломились, но возвысились духом. «Я бы не хотела примерить на себя чью-то жизнь из тех, кто был сослан - слишком тяжела ноша. Но я позаимствовала бы черты характера - мужество, уверенность, настойчивость" - говорит одна из молодых участниц конференции.

Для одних народностей земля каргасокская стала матерью, для других – суровой мачехой. Как рассказывает профессор ТГУ О. Рындина, сосланные в 1941 году «неблагонадежные» немцы, украинцы обжились в Сибири. И теперь здесь живут их потомки, бережно сохраняя традиции своего народа. Кстати, для этнографов обычаи «сибирских украинцев» пока остаются «терра инкогнита». А вот ссыльные латыши и эстонцы не прижились в Сибири и при первой же возможности вернулись на родину. Но все равно, в их судьбах осталась нестираемая запись трагических лет, имя которой «Каргасок». И выжили они здесь благодаря сплоченности, потому что все были в равных условиях.

Двухдневная конференция подошла к концу, пришло время уезжать из гостеприимного поселка, но от этого не было грустно. Наоборот, на душе становилось тепло от мысли, что есть еще люди, которым небезразлична судьба родного края. Это интересные люди, которым есть чем поделиться с молодежью, и при встрече с которыми начинаешь думать: «Если они, пережив ссылку, продолжают оставаться открытыми и лучезарными, то что нам мешает быть такими?".