Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
История юрт Казанских

История юрт Казанских

25.10.2024 26 минут Садыкова Л.

Ознакомительный фрагмент.  Полнностью с текстом работы можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ.

Не пройдет и 50 лет, как наши краеведы будут спрашивать друг друга: «А не знаете ли вы, когда-то здесь жили коренные жители – томские татары, правда это или нет. И где они сейчас?». Ассимиляция идет бурными темпами, язык уходит – молодежь совсем не знает, сейчас уже и старшее поколение разговаривает вперемежку с русским. Теперь уже и не услышишь нашего чистого томского говора. А хочется сохранить историю нашего народа. Деревня Казанка как раз относилась к чатским поселениям. Благодаря нашим историкам, односельчанам и архивам удалось собрать кое-какие сведения. Очень помогли воспоминания Кафии Садыковны Манешевой, 1925 г.р., уже нет ее в живых, к сожалению, вообще всей семьи Манешевых, Азангуловых, Набеевых-Губайдуллиных, Флюры Сергеевны Туктаровой-Юсуповой, Карымовых и многих-многих других, каждый внес свою лепту, поделился фотографиями, воспоминаниями. Большое спасибо.


Завоевание Сибири Ермаком, князец Тоян - и началась русская история. Тоян добровольно принял русское подданство и город Томск построен на землях эуштинских татар.

Чаты к моменту появления русских жили в основном на Оби. У них были укрепленные городки: Чатский, возле современной д. Юрт-Оры и Мурзинский, находившийся севернее Чатского. Не все чаты признали власть русского царя. Северные чаты прикочевали к Томску и перешли на службу к русским, а южные чаты во главе с мурзой Тарлавой объединились с телеутским князем Абаком и продолжали сопротивление. Сопротивление продолжалось вплоть до смерти Абака в 1635 году.

 Чаты в течение более 30 лет являлись в своих отношениях к Москве военными союзниками и вассалами. Ясака они не платили, зато несли военную службу. Союзнические отношения чатских мурз были изменены по их желанию, на служебные, в 1631 году, когда, тяготясь возложенной на них службой, они попросили о денежном жаловании.

 В сознании народа осталось, что они родственны казахам. Записаны воспоминания, что раньше они составляли с казахской ордой один народ, предки их воевали с монголами, но проиграли им, шли они с запада, примерно с Урала. Томский историк-генетик Волков В.Г. в своих работах, в частности, в статье "Тюрки Томского Приобья в 17-начале 18 в.в." пишет: «Томские чаты, судя по наличию у разных представителей этой группы одинаковых родовых знаков («знамен»), являлись коллективом близких родственников, в отличие, например, от эуштинских (томских) татар. Но уже в XVII в. в состав чатских татар были включены потомки казанских татар и так называемые выезжие белые калмыки – представители телеутских княжеских родов. Гаплотипы чатских татар входят в общий кластер с казахами, а именно с казахами Среднего и Младшего жузов, и следует предполагать, что предки томских чатов пришли с территории Казахстана».  

Томские (эуштинские) татары занимали и бассейн реки Басандайки к югу от Томска. Городища Басандайское, Коларово, Шеломок, вероятно, были местами проживания басандайской группы эуштинцев. Казанка стоит на крутом обрывистом берегу реки Томь, весной, во время половодья, берег обрушивался и люди находили каменные наконечники, топоры. Как-то эти раритеты отнесли в краеведческий музей, приезжала сотрудник музея, сама нашла под яром кремневые отщепы, изучала керамические черепки, валявшихся во множестве возле курганных могильников на берегу Томи, и пришла к выводу, что на месте современной Казанки 5 тысяч лет назад находилось поселение древних людей. Это были, наверно, такие же люди, какие жили на поселении Шеломок II, тот же быт, та же культура, Шеломок также располагался на высоком обрывистом берегу реки Томи, но в Казанке берег подмывало, он обрушивался и все исторические ценности пропали. Чаты не были первыми поселенцами, не зря деревенская легенда гласит, что когда поселился первый человек, то решил окопать дом и при этом наткнулся на казан. Поэтому деревню и назвали Казанкой. По другой версии дома в деревне стояли кругом, как в обычном сибирскотатарском поселении, издали это было похоже на казан - отсюда и название деревни.

Точная дата основания Казанки неизвестна. Впервые Казанские юрты упоминаются в документах за 1646 год. В архивах сохранились записи, где указывается, что служилый татарин, конный казак Янсар Бегичев купил землю за 11 руб. у томского пашенного крестьянина Басандайской слободы Фоки Михайлова, а его сын Кутум Янсарев остальную часть земли взял в счет долга у Тосмамета Саркулина, то есть земля была освоена и поделена к этому времени. Датой образования Казанки взяли другой год - 1609. В это время на Синем Утесе стояла казачья застава, в случае опасности зажигался сигнальный огонь, который хорошо был виден в Томске в Лагерном саду. Вполне возможно, что чатские казаки именно тогда облюбовали себе место на высоком берегу Томи. В 2009 году отпраздновали 400-летие Казанки. До революции Казанка входила в Чатскую волость Томского уезда Томской губернии. 

 По документам 1703 года жителям Юрт Казанских принадлежали следующие земли: "Да у них же чатских детей и внучат, и братьев, и племянников полтораста человек. Да их же чатский татарин Кутум Ансарев с братом своим родным с Бенгутою да с зятем своим с Куземом Итпалиным владеют особою своею земляною заимкою вверх по реке Томи да на речке Екуниной в межах с пешим казаком с Иваном Большим Ипатовым и подле Круглого озера, - всего с распашною и заложною землею и дикаго поля и дубрав и сенными покосы и скотинным выпуском: длиннику 3 версты, поперечнику 1,5 версты. А владеет он тою землею по крепости со 154-го года (1646 год). И на той своей особой земле пашут они-ж на себя пашни с братом своим и с зятем по 10-ти десятин в поле, а в дву потому-ж; сена косят по 400 копен, и с той своей пахоты в казну Великаго Государя отсыпного хлеба не платят. А он, Кутум Ансарев, служит Великаго Государя службу вообще с чатскими татарами, с Братом Сютюевым с товарищи и берет денежнаго жалования денег 4 руб., а иных земляных заимок, и сенных покосов, и никаких угодий за ними, чатскими татарами, нигде нет".

Лоренц Ланге, дипломат, следовавший в Китай, писал в 1715 году про сибирских татар: "Юрты таковы: вокруг печи пол ниже, и остальные поднятые половицы служат как скамьи, на которых они садятся и греются. Рядом с печью стоит большой вмазанный котел, в котором они варят свою сушеную рыбу... …Хлебом для них является ячменная мука, толченная в деревянной ступе, они ее берут полными пригоршнями. Чай они тоже пьют с этой мукой и маслом. Крестьянские женщины в России украшают себя серьгами, но, кажется, татарские женщины опережают их в этом отношении».

В татарской юрте. (Фотография 1948 года).

Петру I необходимы были точные сведения о населении — где и сколько людей живет, к какому сословию они относятся. Исходя из ответов на эти вопросы создавалась новая армия, строилась промышленность, менялась фискальная политика. Первая петровская перепись прошла в 1710 году — это была подворная перепись, то есть учитывались в первую очередь «дворы», с каждого из которых брались подати. В 1719 году Петр I проводит новую подушную перепись, целью которой был учет всех мужчин податных сословий. Исходя из числа мужчин рассчитывались и налоги, и число рекрутов, которых нужно было отправить в армию. За 140 лет существования этой системы было проведено 10 ревизий, что дает исследователям достаточно хорошую базу для подсчета населения.

 В Государственном архиве Томской области сохранились переписные листы чатских деревень за 1720 год, в том числе и Юрт Казанских, где в 10 юртах проживали 6 семей служилых татар и 4 семьи казачьих детей - всего 114 человек. 2 семьи владели землей по поступной крепости, остальные владели землей без документов. (Для примера приведем перепись 2 семей, владевшими землей по поступной крепости)

 Казанка. Перепись 1720 года

  1.     В юрте татарин служилой Корташ сказался 60 лет. У него брат Чиричи 50 лет, у него ж племянник Бекенек 45 лет, Ирыспий 40 лет. У Корташа сын Ильчикей 10 лет, дочь Кочеш 12 лет. У Чирички жена Мама 40 лет, сын Орозо 25 лет, Иткучук 12 лет, Тохтогулу 13 лет, дочь Тохтопика 5 лет. У Бекенека жена Азляк 50 лет, у него дети - сын Союнчин 4 лет, Дотикеке 15 лет. У Ороспая жена Булдычас 30 лет, сын Тоболок 4 лет. У Корташа сноха 50 лет, у нее дети - Имака 25 лет. У него ж племянник Кобочак 22 лет, Конатай 15 лет, Кабай 20 лет, Алыпаел 7 лет, Аяк 5 лет, дочь Тоута 9 лет. А пашенная его Корташова заимка с братьями за Казанскими юртами на горе, а пашет он на той заимке по полудесятине в поле. А нераспашеной земли и дикова поля и покидных мест на 3 десятине в поле. Да он же Корташ с братьями пашет на Колтайском острову по полудесятине в поле. А сенной покос у него у Корташа с братьями и племянниками на Сараткулином лугу подле Перекопного озера. А владеет он тою еланью по поступной крепости, а Колтайским островом владеет без крепости. А с тех пашенных земель денежных и хлебных податей в казну великого государя ничего не платит.

  2.      В юрте казачий сын Отроштай сказался 40 лет с годом. У него братья: Сураз 30 лет, Карка 25 лет, Текенек 10 лет, Емаш 3 лет. У него ж мать Кулчак 70 лет, дочь Кызыл. У Отроштая жена Тохтонок 40 лет, у него ж дети - Сак 4 лет. У Сураза жена Котзаш 27 лет. А пашенная его заимка на Сороткулином лугу. А пашет он Отроштай на той своей заимке с братьями четь десятины в поле. А пахотных и покидных мест у него у Отроштая нет. А владеет тою заимкою по поступной крепости с 1675 году. А сенной покос на том же острову, а становитца на том покосе по 30 копен на год. А окроме того вышеписанного, пашенной земли и сенных покосов у него нет.

(В.Г. Малиновский, Н.А. Томилов "Томские татары и чулымские тюрки в 1-ой половине 18 века" )

Немецкий ученый - пушественник Миллер был в Томске в 1734 году. Чатский священник ознакомил Миллера с основами образования. Летоисчисление велось по двенадцатеричному циклу. Названия лет: мышь, корова, тигр, заяц, крокодил, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Месяцы носили арабские названия, это был лунный календарь. Кроме этого было еще другое календарное счисление, где 12 месяцев составляли солнечный год, названия были на арабском и персидском языках. Лунный мусульманский календарь был подвижным и не отражал связанные с временами года изменения в природе, поэтому использовался и до сих пор используется для исчисления мусульманских праздников. У сибирских татар был свой календарь, отражающий особенности их хозяйственной деятельности.

 Чаты жили в 10 деревнях, в двух из них - Муратовы юрты на западном (между Тахтамышево и Барабинкой) и Казанские юрты на восточном берегу р.Томи имелись мечети. У чатских и бухарских татар, живших в Томске, тоже были три мечети. Немецкий ученый П.С.Паллас был в Томске в 1771 году. Он оставил описание Калтая: "Живущие в оной (Калтае) татары имянуют себя чатами, и они в их уборах и нравах, так же и в законе, ничем от казанских не разнятся. Только бабы у них противно обыкновению прочих татар носят через фату повязку, которая не так, чтоб на теме не сходилась, но покрывает всю голову. Точно такие же повязки носят и девки их просто на волосах, кои они в три или более, а на свадьбе и в 30 кос заплетают. В домах у них, а особливо в летних покоях, имеются камины. (Разные авторы описывают печи, которые они называют каминами. Это чувал (цуал) - печная труба, которая, расширяясь книзу, образовывала собственно очаг, напоминавший неправильный полый конус с дугообразным отверстием с одной стороны. Рядом с чувалом стоял казанлык - очаг, сложенный из кирпичей, поставленных на "ребро" с вмазанным в него чугунным котлом (казаном) для варки пищи).

 Между ними есть добрые земледелатели, и они теперь с радостию платят обыкновенной подушной оклад, будучи освобождены от ямщиков, что они сперва в Томске отправлять были должны. Вместо чаю употребляют род вяжущего корня, от которого вода, когда выкипит, приемлет красноватый вид и имеет весьма вяжущий вкус".

Немецкий ученый И.Г.Георги путешествовал с экспедицией по России, в том числе и по Сибири. В 1799 г. в С-Петербурге вышла его книга "Описание всех в Российском государстве обитающих народов", где есть описание томских татар: "... Скотоводство у них в лучшем состоянии, чем землепашество, о котором они мало радеют. Почти у всех есть по несколько ульев и пчел. К звериному промыслу служат им привольем Кузнецкие лесистые горы. Подушной оклад очищают они лосиными и оленьими кожами, вместо которых можно давать и наличные деньги. Одеяние мужское такое же, как у казанских и тобольских татар, да и женское мало чем отличается. Они носят повседневную фату, а по праздникам небольшую богато убранную шапочку, да сверх оной плоскую с околышем шапку. Воротники у рубах вышивают узорами, а на уши нацепляют вместо дорогих каменьев корольками унизанные нитки. Вместо чая употребляют они обычно завязную воду без молока, и потому настоявшаяся на траве сей вода принимает изрядной красный цвет, но при том и во рту чрезвычайно вяжет. Самая пригожая жена обходится не дороже 50 рублей. Видел одну свадьбу, где жених, человек не бедный, дал за невесту лошадь, да теще праздничное платье. На могилах они ставят обыкновенно подобные избам бревенчатые срубы и потому кладбища их, которые по большей части бывают поблизости лесов, походят издали на деревни".

Бревенчатый «сруб» на татарском кладбище. 

 Волков В.Г. в своей статье "Деревня Казанка и казанские татары в 17 веке", опираясь на архивные источники и перепись 1720 года, вывел родословную, родоначальником которой явился Янсар Бегичев. Сам Янсар неоднократно упоминается в архивах: то он продает пушнину, то едет толмачом к киргизам или к телеутскому князю Абаку. В «Реестре о спорных имениях между владельцами от одного к другому поступивших землях и угодьях 1827 года» содержится выписка из дела, датированного 1745 годом о владениях чатских татар Казанских юрт Карташа Кутумова, Сураза Енгутина и Ураза Чиричина. В том же документе пересказано содержание покупных крепостей Кобочака Когошева. В них говориться, что их дед, конный казак Янсар Бегичев купил землю у Фоки Михайлова, которой по наследству владели Кутум и Елгут Янсаревы с зятем Кожаном Итпалиным. Далее сообщается, что есаул чатских служилых татар Тосмамет Саркулин «поступился в Томску за свой долг 15 рублей чатскому служилому татарину Кутуму Янсарину вотчинное свое место: луг вверх по Томе реке выше Спасского села на городской стороне». Указанный в документе 1745 года Ураз Чиричин – это Орозо, сын Чиричи, племянник Карташа Кутумова. Владелец покупных крепостей Кобочак Когошев также является племянником Карташа Кутумова, а сам Карташ Кутумов - внук Янсара Бегичева.

 Другая запись из материалов ревизии 1720 г. содержит сведения о родственниках Сураза Елгутина, который был сыном указанного выше Елгута Янсарева и племянником Кутума Янсарева: «в юрте татарин казачий сын Отроштай сказался 40 лет с годом. У него братья: Сураз 30 лет, Карка 25 лет...... А пашенная ево заимка на Сороткулином лугу. (Тот самый луг, ранее принадлежавший Тосмамету Саркулину). А владеет тою заимкою по поступной крепости со 183 (1674/75)-го году». Таким образом, в 1720 году в Казанских Юртах проживало несколько семейств, происходящих от Янсара Бегичева и его двух сыновей Кутума и Елгута.» 

 ГАТО ф. 144, оп. 1. Д. 108. Дело о просимых в надел землях Чатской волости юрт Казанских ясашными Айдером Мукатовым и Усманом Аплиным, по претерпеваемых ими стеснениях в землях от инородца Манежа Себергина. Началось 21 февраля 1834 года. Решено 25 апреля 1835 года.

 В архиве имеется интересный документ – судебное дело, начатое 21 февраля 1834 года. Суть такова: жители юрт Казанских Айдар Мукатов и Усман Аплин написали жалобу на жителя этих же юрт Манеша Себергина. Они указывают, что Себергин владеет большим количеством земли, которые называет своей собственностью, имеет с этой земли доход, как-то: продает сено жителям окрестных деревень, как Спасское, Батурино, Ипатово. Из-за этого просители имеют стеснение в землях, обнищали и имеют недоимки, просят их наделить землей, положенной в пропорции 15 десятин на душу. В 1825 году они уже обращались с подобной жалобой и им разрешили пользоваться землей, которую Себергин объявляет своей собственностью, но данный инородец препятствует этому.

 В ответ на эту жалобу поступило предписание Казенной Палаты от 28 декабря 1825 года, чтобы всю землю в Юртах Казанских измерили, что и было сделано. Казенная Палата постановила: так как земли в ю.Казанских имеется излишнее количество, то нет надобности наделять землей А.Мукатова и У.Аплина «ибо стеснение они терпят не от недостатка земель, а имеют частную претензию к М.Себергину. Господину Томскому Земскому исправнику рассмотреть данную претензию».

 В деле есть рапорт Барнаульского окружного землемера Махина от 23 февраля 1834 года, где он пишет, что « вследствие Указа Томской Казенной Палаты от 18 февраля 1830 года об отобрании земли в Казенное ведомство, прежде именуемых заимками, по решению Томского губернского суда от 5 августа 1827 года, прибыл в ю.Казанские Чатской волости объявить жителям при старшине Бахтияре Серкельдине и мулле Мухамет-Рахим Абонееве вышеписанный указ Томской Казенной Палаты и разъяснение Томского Губернского суда об отобрании земли в казенное ведомство, которое принадлежало по крепости 1745 года сентября 10 дня томским чатским жителям ю.Казанских Картушу Кутумову, Сауризу Елгутину и Уразу Чиричину». Жители юрт подтвердили, что упомянутые земли (заимка) действительно находятся на близком расстоянии от ю.Казанских во владении одного наследника по данной крепости Манеша Себергина. Г. Махин написал свидетельство о передаче этих земель в общее владение ю. Казанских, но свидетельство не было подписано из-за самовольной отлучки старшины, а жители объявили себя неграмотными.

 Напомним про владения чатских татар: «чатский татарин Кутум Янсирев с братом своим родным с Бенгутою да с зятем своим Куземом Итпалиным владеют особою своею земляною заимкою верх по Томи реке да по речке Якуниной .....». Земля была закреплена за ними с 1646 года. И вот этой заимкой в 1834 году единолично владел по наследству Манеш Себергин. Мы никогда не узнаем, на каком основании владел заимкой Манеш. Но если действительно по наследству, то родословная наших Манешевых своими корнями уходит в далекий 17 век к Янсару Бегичеву. Мы не знаем, когда и чем закончилась судебная тяжба, последняя бумага от 9 июня 1837 года указывает, что дело отправлено на новое расследование.

 Настоящее имя Манеша было Абдулманяф. но все его звали просто Менаеш, у него было два сына: Мустафа и Сагит, которые по имени отца стали Манешевыми. Их потомки до сих живут в Казанке. Житель д. Тахтамышево Казаков Апсалям Гайсеевич 1916 г.р., вспоминал, что его отец, Мухамед-Гайса, рассказывал, что в д. Казанка жил богатырь Сагит Манешев. Имея необыкновенную силу, он поднимал на своих плечах лошадь. Конечно, история Казанки - это история семьи Манешевых. ничего не обходилось без их участия: их и раскулачивали, и репрессировали, одиннадцать Манешевых ушли на фронт - шестеро не вернулись. Их вклад в историю Казанки не оценить. 

 Был у нас памятник Федерального значения - Казанкинский курганный могильник на берегу реки. Здесь в 1891 г. сотрудник Томского Императорского университета С.К Кузнецов разрыл 8 курганов. (В 1891 г. Томск посетил шведский исследователь Ф. Мартин. В описании своего пребывания в Томской губернии он сообщает о том, что ему удалось посетить раскопки близ д. Спасской). В них погребения располагались в 2 яруса (единственное в области подобное захоронение) - у нижних было трупоположение с "деревянной обкладкой трупов", у верхних отмечалось частичное трупосожжение. Найдены бусы, бронзовые бляшки и кольца, железные кельты, китайская монета. (Частичное трупосожжение - разведение костра над покойником, после чего возводился курган.
 Железные кельты - для выкапывания корней растений, могли служить и мотыгой.)

 В деревне есть легенда про эти курганы: "По поверьям, пришли "китаи" и наши предки с ними воевали. Свой казан отстояли, врагов разбили и здесь похоронили. У этих курганов есть хранительница, она является ночами. Это старая женщина с распущенными седыми волосами. Бродит по черным холмам и не дает здесь никому спать, чтобы не тревожили покой мертвых".

 В раскопках вместе с Кузнецовым участвовал антрополог университета С.М.Чугунов. В "Известиях Томского Императорского университета" за 1894 год вышли его статьи-отчеты о проделанной работе. Одна статья называется "Курганы близ д. Казанския юрты на берегу р.Томи". Он пишет: "Летом 1891 года С.К.Кузнецов производил раскопку курганов на правом возвышенном берегу р.Томи, подле д. Казанския юрты, что близ с. Спасскаго, Томскаго округа. Исследовано было 8 курганов, из которых - при многочисленных археологических находках - был добыт относительно бедный антропологический материал. Именно, только из 3 курганов, были добыты кости, годныя для изучения. В кургане 1, вместе с вызолоченными и высеребряными бусами и древней китайской монетой, относящейся, примерно, к 7 в.н.э. - был добыт женский череп со следами темно-русых волос. В кургане II найден череп без лицевых костей, находок при нем не оказалось. В кургане VII был найден относительно хорошо сохранившийся череп и некоторые кости принадлежащего ему скелета вместе со следами бронзовых и железных вещей. Кости скелета носят на себе следы сильно развитой мускулатуры, принадлежат мужчине около 50 лет". Далее в статье идет тщательное описание всех найденных костей, следует вывод, что 2 черепа имеют сглаженные черты монгольского типа ("ближе к башкирам, чем к монголам"), "череп без лицевых костей производит такое впечатление, что его можно ближе поставить к типу русских женских черепов, чем к инородческим". До настоящего времени данный ископаемый остеологический материал не сохранился.