«Я думала о будущем…» К биографии художницы Аллы Васильевой (1902-1991).
Елена Александровна Поварова, независимый исследователь. Г. Королёв Московской области
Оригинал текста с некоторыми изменениями был размещён в Сборнике «Декабрьские диалоги 2023», изданным ООМИИ им. М. А. Врубеля.
В Центральном Архиве Министерства обороны хранится карта города Калуги 1943 г. с нанесенной схемой дислокации частей и учреждений 3 Резервной Армии (1). На ней с помощью условных обозначений нанесены различные объекты. На улице Интернациональной, нынешняя Суворова, дом №109 обозначен как Мастерские Военторга.
Мой рассказ посвящен художнице Алле Федоровне Васильевой (1902-1991), которая жила в этом доме в середине 1950-х гг. и работала в Художественной мастерской Горпромкомбината (2).
Протопопов Гай Клавдиевич. Шарж на Аллу Васильеву. Бумага, графитный карандаш. 15,7×11 см. 1953-1955. Свердловская обл. РСФСР, Ивдельский ИТЛ. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом).
Гай Клавдиевич Протопопов. Автопортрет. Бумага, цветной карандаш (сангина). 21,8×15,8 см. 1952-1953. Свердловская обл, РСФСР, Ивдельский ИТЛ. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом).
В то время, когда создавалась упомянутая карта Калуги, героиня моего рассказа жила за тысячи километров от города, в 19 Комендантском отделении Карагандинского Исправительно-трудового лагеря. 3 июня 1943 г. истек срок ее пятилетнего заключения, но до августа 1946 г. она продолжала жить в нескольких метрах от места своего заключения, так как выехать она не имела права.
На склоне лет она напишет: «…Там произошло мое «освобождение», хотя я просидела еще 3 года уже как вольнонаемная. Мне дали комнату недалеко от лагерной зоны. Собаки на цепях окружали лагерь, всегда пугали нас. Ко мне приехал сын. Первое время он поселился со мной в отведенном для освобожденных доме. Но поскольку он был «мальчик», ему было 8 лет, когда меня увезли от него, то вскоре начальство дало мне квартиру 2-х комнатную. Маленький саманный домик, где жила уже пара, сапожник и его жена…» (3).
А.Ф. Васильева родилась 28 марта (ст. ст.) 1902 г. в г. Верхнеудинске Забайкальской области в семье коллежского асессора Министерства народного просвещения, инспектора народных училищ Баргузинского и Верхнеудинского округов Забайкальской области, Федора Алексеевича Васильева и его супруги, дочери «купецкого брата» г. Опочки Псковской губернии, учительницы музыки Марии Михайловны (4). Алла была третьим и младшим ребенком в семье.
Уже летом 1903 г. семья Васильевых переезжает, на новое место службы отца, в г. Благовещенск, куда он был назначен инспектором народных училищ Амурской области (5).
В 1908 г. Васильевы оказываются в г. Семипалатинске, куда Федор Алексеевич переводится в качестве наставника Семипалатинской учительской семинарии. Кроме классного наставничества, преподавания русского языка и словесности, Федор Алексеевич взял на себя создание и руководство оркестром струнных инструментов из числа воспитанников семинарии.
Здесь он служит до 1914 г. В это время в г. Тобольске открывается мужская учительская семинария и Васильев в нее переводится.
В январе 1916 г. Федор Алексеевич Васильев назначается инспектором народных училищ 11 участка в г. Туринске Тобольской губернии (6).
С началом Гражданской войны Васильевы, кроме сына Сергея, который учился в Томском политехническом институте на химическом отделении, перебираются в Омск. Здесь глава семьи служит в нескольких учреждениях: преподавателем Омской учительской семинарии, позже – лектором Сибнаробраза, преподавателем в Омском институте народного образования, членом Коллегии научно-педагогического подотдела, преподавателем рабфака Сибирской сельскохозяйственной Академии (7).
Федор Алексеевич Васильев в это время печатается в местных газетах и журналах, поддерживает связь с местными художниками и поэтами, в том числе, с В. Уфимцевым, Н. Мамонтовым, Б. Шабль-Табулевичем, Л. Мартыновым и др. Вся эта молодежь бывает у Васильевых дома, пишет портреты с членов семьи (8, 9).
Заметным событием в жизни Омска тех лет стали Сибирские гастроли художника Давида Бурлюка и устраиваемые им «грандиозары». Федор Алексеевич заказал художнику портреты своих дочерей Аллы и Эли (10). Портрет Аллы Васильевой находится в постоянной экспозиции ООМИИ им. М.А. Врубеля.
А что же Алла? В апреле 1919 г. она оканчивает 7 класс Второй Омской женской гимназии (11). Дадим место ее воспоминаниям об этом: «…По окончании школы (гимназии) я поступила в художественную школу, бросив музыкальную школу, где училась, отдав предпочтение живописи. Это было в 1919 году, когда в Омске, освобожденном от Колчака, открылся институт Художественной промышленности. Только благодаря энтузиазму преподавателей и студентов институт стал существовать. Приходилось студентам и персоналу ездить на заготовки дров для института и, вообще, отстаивать его существование.
Это время для меня – одно из самых счастливых. Мы, учащиеся, так стремились в институт, ходили вечером на рисунок и вообще проводили там все время так как это была первая художественная школа в Омске и не было никаких традиций… Наша школа привлекала и поэтов, имеющихся в городе. Они приходили к нам вечером на сеансы рисунка. Это были Леонид Мартынов (известный ныне поэт), Антон Сорокин, Орлов и многие другие, фамилии которых я не запомнила. Хорошее было время.
Проучившись один год, собственно, только нюхнула искусство, я стала стремиться в Москву, где жила уже моя сестра у брата, нашедшего нас, после четырех лет неизвестности. За это время он сделался коммунистом, побывал на гражданской войне, уцелел от расстрела белых, так как его отбили, когда его вели на расстрел. В то время, когда мы к нему приехали, он учился в Соцакадемии, а впоследствии в Институте Красной профессуры. Отец и мать оставались еще в Омске. Впоследствии приехали и они. Это было в 20-х годах нашего века…» (12).
К концу 1922 г. вся семья Васильевых была вся в сборе, в Москве. Брат Аллы, Сергей, был женат на дочери последнего коменданта города Петропавловска, полковника В.И. Строганова, Антонине. Сам Сергей, на тот момент слушатель Института Красной профессуры, во многом был инициатором переезда родителей и сестер в Москву из Сибири.
Алла в 1922 г. поступает на Испытательно-подготовительное отделение ВХУТЕМАСа, который заканчивает, в свое время, в 1930 г. (13). За это время она выходит замуж за литератора (так в справочнике «Вся Москва») К.И. Протопопова, который был старше ее на 19 лет.
Клавдий Иванович Протопопов (1883-1938) - уроженец станицы Атбасар Акмолинской области, выпускник 1904 г. Тобольской Духовной семинарии, служил надзирателем в Вахмутском, Екатеринославской губернии, духовном училище и псаломщиком в г.Архангельске, учился в Юрьевском университете, профессиональный революционер. Был членом Партии социал-революционеров, в 1911-1917 гг. находился на вечном поселении в Минусинском крае. Позже вступил в Московское отделение Общества Политкаторжан (14),
После прекращения деятельности Общества и закрытия журнала «Каторга и ссылка», работал на разных должностях в Артели Химкраска.
Артель «Химкраска», фотография, Москва, 1930-е гг. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом).
Справочник Вся Москва 1935 г., страница с упоминанием артели «Химкраска».
21 января 1938 г. К.И. был арестован в Москве, осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст. ст. 58-10, 11 по первому разряду (высшая мера наказания) как член террористической контрреволюционной организации. Казнен 10 мая 1938 г. на полигоне Коммунарка в Московской области (15).
Судьба его жены Аллы Васильевой была предопределена, т.к. попадала под действие Приказа НКВД №00486 от 15 августа 1937 г. «О репрессировании жен и размещении детей осужденных изменников Родины».
Ордер №11089, май 1938 г. на производство арест-обыск А.Ф. Васильевой. ГАРФ. Ф. 10035. О. 1. Д. П-24547. Л. 5.
Выписка из протокола Особого совещания при Народном комиссаре внутренних дел СССР от 15 июня 1938 г. ГАРФ. Ф. 10035. О. 1. Д. П-24547. Л. 16.
Квартиры арестованных женщин опечатывались, а имущество конфисковалось.
3 Июня 1943 г. срок заключения Аллы Васильевой закончился, но покинуть поселок Долинку Карагандинской области она смогла только в августе 1946 г.
В сентябре 1946 года художница поселяется в Малоярославце Калужской области.
Вид города Малоярославца Калужской области, из открытых интернет-источников.
Вот как пишет в своих поздних воспоминаниях Алла Федоровна о решении приехать в Малоярославец: «…Находясь в лагерях, я думала о будущем. Куда я поеду после лагеря. В Москву не пустят, так как в паспорте у меня была пометка, не позволяющая там жить. Еще находясь в лагере, я посоветовалась с художником Григорьевым, тоже зека, Александром Владимировичем (1891-1961). Он посоветовал мне уехать в Малоярославец Калужской области. Там жил крупный художник Афанасий Ефремович Куликов (1884-1949).
Приехав в Малоярославец, найдя квартиру и как-то устроившись, я пошла к нему, но к сожалению, Афанасий Ефремович был очень болен. Я застала его в тяжелом состоянии… Через несколько недель он умер…» (16).
В марте 1947 г. Алла Федоровна вынуждена была сама лечь в больницу в Москве, где провела 4 месяца, почти сразу после этого оформила инвалидность и вскоре трудоустроилась в кооперативную артель «Художник» в Москве.
Никаких сведений о работе Аллы Васильевой в артели «Художник» в архивах не обнаружено.
С 15 января 1948 г. по 23 июня 1953 г. Алла Федоровна работала художником зеркального цеха Артели инвалидов «Коллективный труд» в г. Малоярославце Калужской области (17).
Справка о работе А.Ф. Васильевой в артели «Коллективный труд». ГКУ ГАКО. Ф. Р-788. О. 3лс. Д. 142. Л. 9.
После снятия судимости в апреле 1953 года перед нею открывается возможность поселиться в областном городе – Калуге.
Вид города Калуги. Из открытых интернет-источников.
Удивительным образом стандартное Личное дело, заведенное на А.Ф. Васильеву в 1953 г. в Калужском Горпромкомбинате, позволяет нам узнать о неизвестной странице творческой деятельности художницы в 1953-1956 гг.
Алла Федоровна была принята в Художественный цех этого предприятия 8 декабря 1953 г., а уволена 25 мая 1956 г., после своей реабилитации (18).
«Прошу уволить меня с работы в Горпромкомбинате ввиду моего отъезда в г. Москву. Васильева. 23/V 56 г.» - читаем мы строчки документа (19).
Росписью ткани Алла Федоровна Васильева занималась и раньше, до прихода в Горпромкомбинат Калуги, в 1931-1932 гг., о чем она сообщает на страницах типовой анкеты при поступлении на работу в Художественный цех: «Цех росписи ткани, Москва, «Всекохудожник» (20).
В личном деле подшита копия ее Диплома №522: «Постановлением Правления Московского Государственного Высшего Художественно-Технического Института
гр-ка Васильева Алла Федоровна признана окончившей Живописный факультет Станковое отделение названного института в 1929-30 учебном году
Согласно постановления Правления Московского Высшего Государственного Художественно-Технического Института
гр-ке Васильевой Алле Федоровне
прошедшей все вышеуказанные художественные и научно-технические дисциплины Живописного факультета присуждается звание художника станковой живописи с правом производства работ по всему Союзу ССР.
Москва 15 ноября 1929 г.
Директор П. Новицкий
Зав. Факультета Б. Уитц
Управделами А. Петров» (21).
После приема на работу в художественный цех, Алла Федоровна, очевидно, сумела показать себя как опытного, умелого, работника, одаренного художника-живописца и обратила на себя внимание начальства. Уже в январе 1954 г. начальник художественного цеха обращается к директору Горпромкомбината с предложением о назначении Васильевой бригадиром художественного цеха с доплатой 25% за бригадирство (22).
Докладная записка о выдвижении кандидатуры А.Ф. Васильевой на должность бригадира художественного цеха. ГКУ ГАКО. Ф. Р-788. О. 3лс. Д. 142. Л. 7.
Бригадирство Аллы Федоровны продолжалось недолго. Будучи ответственным человеком, серьезно относящимся к обязанностям, она посвящала все свободное время обучению сотрудников новой для них технике в ущерб своему заработку.
Вот что пишет она по этому поводу директору Горпромкомбината «товарищу Певчину» в апреле 1954 г.: «Я обращаюсь к Вам, чтобы выяснить вопрос о моей зарплате. В марте месяце моя зарплата выразилась в 360 рублей.
Я, работая бригадиром цеха, фактически являюсь руководителем всей производственной работой. Я обучила их работе фунтиками (!) и заменила трудоемкую вышивку на портьерах рельефом и это дало нам возможность выполнять и перевыполнять план.
В мою обязанность, как бригадира, входят: выдача кроя, красок, приготовление смесей по цвету, проверка работ по качеству, учет сделанной работы и общее производство. Для своей собственной работы, от которой зависит мой заработок, у меня остается мало времени и поэтому я обращаюсь к Вам, чтобы урегулировать этот вопрос.
Вся моя работа по обучению рабочих работе с рельефом совершенно не учитывалась. Мое желание творчески работать тоже не встречает поощрения, так как процедура утверждения рисунка очень сложна и таким образом приходится отказываться от всего нового. За время своей работы в цеху я дала целый ряд новых образцов: два рисунка портьер, 2 рисунка ковров, 4 рисунка подушек, 1 рисунок скатерти и ряд образцов спортивных гарнитуров. Сейчас я дала еще образец рисунка тюбетейки.
Кроме того, мне приходится выполнять индивидуальные заказы, что также требует творческого подхода. Я прошу учесть все сказанное и дать мне возможность получать зарплату по моей квалификации. В противном случае я вынуждена буду отказаться от бригадирства, чтобы иметь возможность заработать мой прожиточный минимум. Васильева» (23).
Начальство переводит Аллу Федоровну на сдельную работу рабочей художественного цеха и лишает ее обязанностей бригадира цеха (24).
Хочется ненадолго остановиться на технике, которой обучала Алла Васильева рабочих Художественного цеха Горпромкомбината.
Самое раннее издание, обнаруженное автором, в котором описана, т.н., техника «фунтик» - «Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани» Тамары Аркадьевны Арманд, вышедшая в издательстве Academia в 1931 году тиражом 3070 экземпляров (25):
Арманд Т.А. Орнаментация ткани. Обложка книги. Арманд. Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани/ под ред. Н. Соболева. М., Л., 1931. Страница книги с описанием технологии росписи ткани рельефными красками, стр.167.
«Последнее время наблюдается сильное повышение интереса к украшению ткани, к рисунку на ткани. Уже то, что за истекшие четыре года было устроено две выставки, посвященные ткани, - одна в 26 году в Историческом музее, другая в январе 29 года в залах Вхутемаса, - подтверждает это наблюдение. Каждая выставка подошла к ткани по-своему. Выставка Исторического музея знакомила с тканями VII-XIX вв. В залах Высшего Художественно-Технического Института был дан бытовой советский текстиль. Одна показала ткани прошлого, бытовавшие на Руси, другая – ткани сегодняшнего дня. Но вчерашний день рождает сегодняшний и, что важнее, завтрашний...» - так начинает свою книгу Тамара Арманд (26).
На страницах книги она делится техникой росписи ткани рельефными красками, которыми, в свое время, овладела Алла Федоровна Васильева и научила технике рабочих-калужан Художественного цеха Горпромкомбината:
«… Рельефными красками работают не кистями, а путем выдавливания их из пергаментной воронки. Делается это таким образом: берется пергаментная бумага, режется на небольшие несколько удлиненные четырехугольники, затем эти четырехугольники скручиваются в виде воронки (фунтиком) и заклеиваются так, чтобы внизу не оставалось отверстия. Затем в эту воронку выдавливается из тюбика небольшое количество рельефной краски…
… Отверстие должно быть очень маленькое, величиной с острие булавки. И только тогда линия рельефа будет очень тонка… Когда все приготовлено, начинают водить этой воронкой по нанесенному на ткань контуру рисунка, постепенно выдавливая краску из воронки…» (27).
О жизни Аллы Федоровны Васильевой после возвращения в Москву в 1956 году мы знаем очень мало. Единственная фотография из фонда КОМИИ изображает ее в 1960-е гг.(?), в московской квартире, сидящей за пианино.
А.Ф. Васильева в Москве, фотография, 1960-е гг. КОМИИ, Казахстан.
Несколько живописных и графических работ художницы из КОМИИ и НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом) немного могут рассказать об этом времени. Воспоминания Аллы Васильевой, написанные в преклонном возрасте, обрываются на рассказе о приезде в Малоярославец.
А.Ф. Васильева. Автопортрет. Картон, масло, в свету 36,8×29,4 см, в раме 48,2×40,3 см. 1960 г. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом).
А.Ф. Васильева. Автопортрет. Бумага, акварель, 21×18,3 см, 1973 г. Москва. РСФСР. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом).
А.Ф. Васильева. Автопортрет. Картон, масло. 1960-е гг. КОМИИ (Карагандинский областной музей изобразительного искусства, Казахстан).
Приведенные архивные документы, изображения, воспоминания о времени в ссылке в Калуге и Малоярославце свидетельствуют об Алле Федоровне Васильевой, как сильной, разносторонне одаренной и целеустремленной личности.
Кроме личного дела А.Ф. Васильевой, обнаруженного в Калужском областном архиве, ничто не напоминает о ее недолгой жизни в Калуге. Но мне, как исследователю ее биографии, было важно найти ее домик на улице Суворова на карте, пройти по этой улице, всматриваясь в одиночные уцелевшие дома старой Калуги, представить, как по этой улице брела на работу и с работы героиня моего рассказа. Хочу надеяться, что рассказ об А.Ф.В. будет важен калужским краеведам, как подлинная часть жизни города середины 1950-х гг.
Гай Клавдиевич Протопопов, сын А.Ф. Васильевой. Москва. РСФСР. НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом)
Приложение
1. ЦАМО. Ф. 375. О. 6675. Д. 68.
2. ГКУ ГАКО. Ф. Р-788. О. 3лс. Д. 142.
3. Архив НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом). А.Ф. Васильева. Моя жизнь. Воспоминания. Ф. 18. О. 1. Л. 1-6.
4. РГАЛИ. Ф. 681. О. 1. Д. 418. Л. 4.
5. РГАСПИ. Ф. 529. О. 15. Д. 32. Л. 3-7.
6. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера оплаты за учение, числа учащихся и личного состава служащих. – Изд. 8-е – Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1916. – 552 с. С. 400.
7. РГАСПИ. Ф. 529. О. 15. Д. 32. Л. 3-7.
8. Белокрыс. А.М. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII-середина XX): биобиблиографический словарь. Т. I. А-Д. Омск, 2001. С. 94.
9. Виктор Иванович Уфимцев. 1899-1964. Архив. Дневники, фотографии, рисунки, коллажи, живопись / авт.-сост. И. Галеев, З. Девятьярова. М., 2009, С. 31, 40, 42.
10. Девятьярова И.Г. Давид Бурлюк: неизвестная омская страница «Большого Сибирского турне». 1919, март. К истории создания портрета Аллы Васильевой// Декабрьские диалоги. Вып. 25. Омск, 2022. С. 60-65.
11. РГАЛИ. Ф. 681. О. 1. Д. 418. Л. 7.
12. Архив НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом). А.Ф. Васильева. Моя жизнь. Воспоминания. Ф. 18. О. 1. Л. 1-6.
13. ГКУ ГАКО. Ф. Р-788. О. 3лс. Д. 142. Л. 20.
14. ГАРФ. Ф. А-539. О. 7. Д. 345. Л. 9.
15. ГАРФ. Ф. 10035. О. 1. Д. П-59927. Л. 52.
Открытый список Протопопов Клавдий Иванович (1883) — Открытый список (openlist.wiki)
16. Архив НИПЦ Мемориал (признан в России иностранным агентом). А.Ф. Васильева. Моя жизнь. Воспоминания. Ф. 18. О. 1. Л. 1-6
17. ГКУ ГАКО Ф. Р-788. О. 3лс. Д.142. Л. 9
18. То же. Л. 26.
19. То же. Л. 27.
20. То же. Л. 2 об.
21. То же. Л. 20.
22. То же. Л. 7.
23. То же. Л. 12-12 об.
24. То же. Л. 11.
25. Арманд, Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани/ под ред. Н.Н. Соболева. М.; Л.: Academia/ 1931. T_Armand_Ornamentatsia_tkani_1931.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
26. То же, стр. 5.
27. То же, стр. 166-170.