Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Енисейский служилый Семён Родюков. Из истории рода, 1629-1639

Енисейский служилый Семён Родюков. Из истории рода, 1629-1639

«… во главе с пятидесятником Семейкой Родюковым, служившим в енисейском гарнизоне с середины 20-х гг., прошедшим по служебной лестнице путь от рядового стрельца и обладавшим большим опытом походов на тунгусов, в том числе и в зимних условиях …»

Енисейск – один из старейших сибирских городов и единственный в Красноярском крае город-памятник. С его прошлым нераздельно связана история присоединения Восточной Сибири к России.

Енисейский острог основан летом 1619 года отрядом тобольских казаков во главе с Петром Албычевым и Черкасом Рукиным.

Благоприятное географическое положение Енисейского острога обусловило его быстрый рост, превращение из пограничного укрепления в административный и торговый центр Приенисейского края, богатого пушниной и рыбой, ценной древесиной и железом.

Новый город оказался перевалочным пунктом на Кеть-Енисейском волоке и узлом водных путей. Из Енисейска происходило дальнейшее продвижение русских на восток и юг Сибири, шли торговые пути на Москву, Мангазею и восток – по Ангаре в Прибайкалье, Забайкалье, Монголию, Китай.

Енисейскими казаками были основаны города Иркутск, Якутск, Нерчинск, Баргузин, Илимск, Братск, Верхнеудинск и др. населенные пункты.

Семён Григорьевич Родюков – родной брат нашего пращура Артемия Григорьевича. Упоминается в окладных книгах Сургута в 1623 году. Позже фигурирует в отписках,  челобитных, грамотах, росписях, наказах и других документах как енисейский служилый с 1629 года, на первых порах служил под началом атамана Максима Перфильева. В 1633-1641 годах он уже енисейский приказчик, казачий пятидесятник в Олекминском остроге.

1629 г. не ранее июля. – Отписка в Москву енисейского воеводы Василия Аргамакова о перевозке части качинских  хлебных запасов из Маковского острога в Енисейск

«Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси холоп твои Васка Аргамаков челом бьет. В нынешнем, государь, во 137-м году, сентября в 17 день по отписке ис Тоболска воеводы князя Алексея Никитича Трубецково прислано вь Енисеискои осъстрог твоих государевых хлебных запасов качинским служивым людем на жалованье  < …  >  В прошлом во 136-м году посланы на твою государеву службу для ясашново збору в Тунгуску под Братцкои порог и в Братцкую землю на годовую служивые ж люди Васка Бугор с товарыщы десять человек, посыланы для ясачново ж збору по И/ли/му реке выше Братцкого порогу десятник Семейка Родюков с товарыщы, а с ним десять человек < … > »      

Миллер Г.Ф. История Сибири. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4.    Д. 22. Лл. 21об.-24.                                    

                                                          

1630 г. декабря 5. – Отписка енисейского воеводы князя Шеховского томскому воеводе князю Петру Пронскому о посылке в Братскую землю десятника Вихора Савина и Сидора Аникиева, об убийстве первого из них, об отправке туда же атамана Максима Перфильева для сбора ясака и устройства острога, о недостатке служилых людей в Енисейске и о полученном государевом  указе  о переводе красноярских служилых людей в Енисейск

«… И я, господине, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и под твоеи отписке в прошлом же во 138-м году,  августа в 3 день послал вдругорядь в Брацкую землю Енисеисково острогу атамана Максима Перфильева да десятника Семенку Родюкова, а с ними тритцать человек служивых людеи, с ними же послано тово брацково ясыре троя робят. А велено им, Максиму, итьтити бережно и осторожливо, чтоб им, пришед под брацкие улусы блиско, и росмотреть угожее крепкое место, и поставить острог, и, укрепясь гораздо, послал от себя к ним, брацким людем, тунгусов, которые живут блиско их, брацких людеи, и государю которые прямят, и велел им говорить, чтоб они, брацкие люди, ехали к ним, к Максиму и Семену с товарыщы, в острог к государскому жалованному  слову и своих бы детеи осмотрели, которые со служивыми людми посланы, и как приедут, и их пожаловать, велел им жены и дети их отдати. И будет, господине, те брацкие князцы и лутчие люди к ним, к Максиму и к Семену, в острожек приедут, и Максиму с товарыщы велено их, князцеи самих, и лутчих людей взять в острожек в аманаты, а в их место тех робят, которые с ним, с Максимом, посланы, отпустить, и за теми князцы и лутчими людми, толко их будет можно взять, приводить их, брацких людеи, под государскую  высокую руку и велети им шертовати на том, что впередь быти им под государскою высокою рукою навеки  неотспупным, и ясак с себя великому государю давати, и служити ему, государю, и прямити, и во всем добра  хотети, и его государевых служивых /лю/деи не побивать. А которые брацкие люди десятника Вихоря Савина убили, и тех бы людеи оне, брацкие люди, меж себя сыскали, а сыскав, привели в острог к нему, к Максиму и к Семену. И в нынешнем, господине, во 139-м году, октября 25 день писали вь Енисеискои острог ис под Брацково порогу из Инимского острожку, где стоял напередь сего Яков Хрипунов, атаман Максим Перфирьев да десятник Семен Родюков с товарыщы, ходили де они в лехких стругех ис под Брацкого острогу к брацким людем < …  >.

И, как Боже даст Бог, на весну лет вскроетца, и он де, Максим и Семен с товарыщы поидут в Брацкую землю за лъдом по первои полои воде для государево ясашново збору и острог ставить в Брацкои земле тотчас не мешкая, а острог де им в Брацкои земле блиско брацких улусов поставити и в оманаты лутчих брацких людеи поимати можно, толко де надобе в остроге люди немалые. А ныне де всего послано тритцать человек, и ис тех людеи у них убудет в отсылку вь Енисеискои острог з государевою ясашною казною и с отписками шесть человек. И как де они в Брацкои земле острог поставят и в аманаты лутчих людеи возмут, и мне бы, господине, к ним прислати из Енисеисково острогу на перемену служивых людеи немалых з запасы на весну по первои по полои воде, чтобы де им сидеть в острожке о/т/ брацких людеи было бестрашно и голодною смертию не помереть, мстя свою обиду, что де ево на бою красноярские казаки ранили, а будет де князец Бараканъ ныне зимою на свое жилище прикочюет, и он де, князец Кодогун, учнет ево, Баракана, государскои милости призывать к ним в острог, и они де, Максим и Семен, тех князцеи напоя и накормя государским жалованьем, отпустили опять вь их улус бы и велели им промышлять государевым ясаком. И толко, господине, милостию Божию и государским счастием они, служилые люди Максим Перфильев  с товарыщы, брацкие улусы приведут по/д/ государскую  руку и острог в Брацкои земле посътавят, а мен послать к ним на перемену из Енисеисково острогу неково, потому что вь Енисеиском остроге служивых людеи по списку всех сто человек стрелцов, и ис того числа с ним, с Максимом, и з Семеном послано в Брацкую землю тритцать человек, да в новую землю на Лену реку с атаманом же с Ываном Галкиным послано  для государева ясачнова збору <…>»

 Миллер Г.Ф. История Сибири. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Лл. 32-3б. 

1631 г. не ранее мая 6. – Отписка из Братской земли атамана Максима Перфильева енисейскому воеводе князю Семену  Шеховскому о получении наказной памяти, о невозможности поставить острог против устья Оки, о способе передвижения служилых людей по Тунгуске и о невозможности ввиду малолюдства идти вверх по Ангаре для объясачения братских людей

«Государя царя и великова князя Михаила Федоровича всеа Русии воеводе князю Семену Ивановичю Енисеисково острогу атаманишко Максимко Перфирьев, Семенко Родюков челом бьют. < … > Да в нынешнем, государь, во 139-м году, маия в 6 день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии енисеиские служивые люди десятник Семеика Родюков, Ивашко Панкратов, Петрушка Панкратов с товарыщы  тритцать человек, чтоб их государь пожаловал, велел им на весну прислати перемену, и принесли челобитную. И я их челобитную, подклея под сию отпискою, послал к тебе вь Енисеискои острог». 

Миллер Г.Ф. История Сибири. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Лл. 55об.-58об.

1630-1631гг. – Челобитная енисейских служилых людей Семена Родюкова с товарищами из Братской земли

«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси бьют челом холопи твои, енисеиские служивые людишка десятник Сенка Родюков, Петрушка Панкратов, Ивашко Панкратов, Костянтико Данилов с товарыщы тритцать человек. В прошлом, государь, 138-м году посланы мы, холопи твои, из Енисеисково острогу на  твою государеву службу в Брацкую землю для твоего государева ясачново збору, и острогу ставить, и для приводу брацкихь людеи под твою государеву высокую руку. И мы, холопи твои, будучи на твоеи государеве службе, збираючи твои государев ясак и сыскивая промышленых людеи в Кате реке, перецынжали  и запасенка свои в волокитах все издержали. А ходили, государь, промышленых людеи сыскивать на их промыслех до Нижнеи Тунгуски и до Непы реки восемь недель и, сыскиваючи, государь, промышленых людеи, одва голодною смертью не померли, и от тое, государь, хотбы мы, холопи твои, перепухли и перецынжали. А ныне мы, холопи твои, пошли в Брацъкую землю для твоего государева ясачнова збору и острогу ставить без запасов, толко, государь, пошло у нас, холопеи твоих, с собою в Брацкую землю запасенку своего и у лутчего человека по два пуда, а у иных не поидет с собою ни по единому пуду. И нам, холопем твоим, твоеи государевы службы служить будет нечем. А службы, государь, когда не ведаем, потому что указано нам быти в острошке до перемены, а перемена, государь, не ведаем, когда нам будет. Милосердныи государь царь и великии князь Михаило Федоровичь всеа Русии, пожалуи нас, холопеи своих, вели, государь, прислать из Енисеисково острогу на перемену служивых людеи, сколко человек пригоже, в лехких стругах за льдом, чтоб нам, холопям твоим, голодною смертью не помереть, а твоему государскому величеству позору не учинить. Государь царь, смилуися, пожалуи»

 Миллер Г.Ф. История Сибири. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Лл. 58-58об.

«…  острогу  ставить  с  атаманом  с  Максимом  Перфирьевым  да  з  десятником  с  Семеикою  Родюковым  енисейских  старых  служилых  людей  30  человек …»1 

1631 г. не ранее июня 5. – Роспись землям, в которые посланы из Енисейского острога служилые люди, с указанием их количества

«Роспись землям, в которые земли посланы из Енисейского острогу служивые люди и по скольку человек в которую землицу послано. В прошлом во 138-м году послано в Брацкую землицу приводить и умирить брацких людей под государскую высокую руки и для укрепленья и шатости острогу ставить с атаманом с Максимом Перфирьевым да з десятником с Семеикою Родюковым енисейских старых служилых людей 30 человек.  На Лену реку к брацким же людям, и к тунгусом, и к налягом, и к шилягом приводить под государскую высокую руку и острогу ставить  < … >» 

Миллер Г.Ф. История Сибири. ААН. Ф. 21. Оп. 4. №. 22. Лл. 42об.-44, № 37.

 

                    ОЛЁКМИНСК БЫЛ НЕБОЛЬШИМ ЯСАЧНЫМ ОСТРОЖКОМ

                            Иллюстрация из сети Интернет2

 

        МИЛЛЕР  Г. Ф. ИСТОРИЯ СИБИРИ. ТОМ III

            ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

«ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЯКУТСКА И ЯКУТСКОГО УЕЗДА. ОСНОВАНИЕ ЯСАЧНЫХ ЗИМОВИЙ И ОСТРОГОВ: ЖИГАНСКОГО, УСТЬ-КИРЕНГСКОГО, ОЛЕКМИНСКОГО, БУТАЛЬСКОГО И ДР. ОТКРЫТИЯ У ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА, ОХОТСКОГО МОРЯ И ПО РАЗНЫМ РЕКАМ» 

       [Фрагменты]

 

§ 1. После построения Якутска все заботы были направлены на то, чтобы объясачить тамошние народы и открытиями новых народов еще больше расширить пределы Российского государства. <…>

<…>

§ 8. Ввиду этих богатств, на которые во всяком случае можно было содержать не только одного приказного, и особенно вследствие все увеличивающегося числа ясачных народов, в 7141 (1633) г. по приказанию енисейского воеводы весь край от реки Витима до Олекмы был выделен из подчинения Якутскому острогу. С этого времени на Лену стали посылать ежегодно два отряда служилых людей, причем верховья этой реки, от устья реки Киренги, оставались в ведении Якутска. Приказными людьми здесь были6 атаман Иван Галкин, пришедший в Якутск на смену сыну боярскому Ходырёву, и десятник Семен Родюков, поставленный над землями по рекам Олекме и Витиму. Вышедший из Енисейска 12 июня 7131 г. с 30 людьми, Галкин не пожелал зимовать в Усть-Идирме или в Илимском остроге. Он оставил там половину своих служилых людей, которым поручил собрать ясак на верховье Лены и раннею весною следовать за ним в Якутск. Сам же он с остальными людьми поспешил к месту своего назначения, куда и прибыл, несмотря на очень позднее время, еще водным путем.

 § 9. Год спустя на место атамана Галкина прибыл в Якутск казачий или стрелецкий голова Богдан Байкашин, имя которого писалось также Балкашин и Болкашин, а Петр Бекетов, пробывший в Енисейске всего лишь одну зиму, сменил в устье Олекмы десятника Родюкова. Во вверенной ему местности Бекетову было поручено основать на Витиме или на Олекме новый острог. Он избрал для него место на берегу реки Лены, от устья реки Олекмы в 14 верстах вверх по течению, и в 7143 (1635) г. построил там острог. Бекетов доносил, что острог начали строить в устье Олекмы, но это не следует понимать буквально, так как нет никаких известий о том, что этот острог в устье Олекмы когда-либо был перенесен в другое место; в пустынных же местностях расстоянию в 10-15 верст не придается никакого значения. Поэтому острог был назван по реке Олекме «Олекминским» и в первое время писался часто также и «Олеконский», так как тунгусы и якуты называют эту реку «Олокно».

§ 10. Бекетов жаловался на своего предшественника*, обвинял его в том, что он отпустил на свободу тунгусских аманатов и тем вызвал среди тунгусов восстание, во время которого было побито много промышленных людей и разорено зимовье, находившееся там, где ныне стоит Паледуйская слобода. Весьма вероятно, что измена якутов, весть о которой, должно быть, быстро дошла до тунгусов, также способствовала этому восстанию. Впрочем, в этих же самых жалобах находится и немало доказательств того, что восстать тунгусов заставили притеснения, чинившиеся им. Имеется известие, что Бекетов сам захватил среди олекминских тунгусов одного из могущественнейших князцов на Лене по имени Якона, у которого было много людей. Существовала вполне твердая уверенность в том, что благодаря этому захвату тунгусы скоро снова подчинятся русским, что и произошло на самом деле.

*

1635 г. не ранее июля 10. - Отписка с устья Олекмы енисейского сына боярского Петра Бекетова енисейскому воеводе Андрею Племянникову о неправильных действиях олекминских приказных, Семена Родюкова с товарищами, и о сношениях и столкновениях с олекминскими тунгусами.

«Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии воеводе Ондрею Ондреевичю Енисейского острогу сыно боярской Петр Бекетов челом бьет. В прошлом во 142-м году (л. 96) июля в 12 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу послан я, Петр, служивыми людми на государеву службу на Витим реку, и на Чючюи реку, и на Олекну реку, и в новые и в ыные захребетные землицы для государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии ясачново збору и вновь землиц приводу под государскую царскую высокую руку, немирных и непослушных земель князцеи и их улусных людей, а из Енисейского острогу государевым ясачным людем имянные къниги мне, Петру, не даны были. И в прошлом во 141-м году посланы были прежде меня, Петра, из Енисейского острогу служивые люди десятник Семен Родюков, да Пятой Федоров, да Осип Федоров, да Первой Яковлев, да Костянтин Данилов с товарыщы на ту ж государеву службу на Витим реку, и на Чичюи реку, и на Окъну реку для государева ясачново збору, и мне, Петру, велено по государеву указу взять у них служивых людей у Семена Родюкова с товарыщы государевым ясачным людем имянные книги. И в нынешнем во 143-м году, майя в 16 день приплыл яз, Петр, служивыми людми на усть Олекну реку, нашел енисеиских служивых людей десятника Семена Ротюкова с товарыщы и взял по государеву указу у них служивых людей у Семена Родюкова с товарыщы государевым ясачным людем имянные книги. По тем имянным ясачным книгам у них служивых людей у Семена Родюкова с товарыщы собрано государева ясаку на нынешней на 143-й год девять сороков дватцать один соболь со Олекны реки, и с Патомы реки с Киндигирскои волости с князца Якона и с людей ево, взято у них служивых людей у Семена Родюкова с товарыщы государева ясаку три сорока дватцать соболей, да с Вилюя реки, с Нанагирскои волости бурнагирсково роду с князца Конкочана да с князца Иннякта дана, да с князца Дачеги взято государева ясаку у них у служивых у Семена Родюкова с товарыщы шесть сороков соболей один соболь. А зъбирали де они, служивые люди Семен Родюков с товарыщы, весь государев ясак и за аманатов, а пойманы были аманаты у них у служивых людей у Семена Родюкова с товарыщы с Вилюя реки Накагирскои волости бурнагирсково роду два князца, Конкочан князец да Инняк Такан князец. А собрав государев ясак, те служивые люди Семен Родюков, да Пятко Федоров, да Оска Федоров, да Костя Данилов, да Первушка Яковлев, для своей безделнои корысти тех атаманов князца Конкочана да князца Инняк Такана, спустили в свою землю, а те князцы, Колкочан князец да Иъняка Такан князец, вышли от них из аманатов от служивых людей от Семена Родюкова с товарыщы сами, дали им, служивым людем Семену Родюкову, да Пятку Федорову, да Оске Федорову, да Первушке Яковлеву, да Косте Данилову, детей своих в аманаты впредь для государева ясачново збору и для всякие шатости. Те служивые люди Семен Родюков, да Пятко Федоров, да Оска Федоров, да Первушка Яковлев, да Костя Данилов, не похотя государю прибыли впредь в ясачном зборе и утвержения земли новой, не радеючи праведному государю ни в чем, для своей безъделнои корысти тем князцам вилюиским, князцу Конкочану да князцу Инняк Такану, детей их им, князцам, выдали для своей безъделнои корысти. А до меня, Петра, тех аманатов не додержали, и мне тех аманатов не отдали. А довелось было им, служивым людем Семену Родюкову, да Пятку Федорову, да Оске Федорову, да Первушке Яковлеву, да Косте Данилову, по государеву указу тех аманатов, князковых детей, с Вилюя реки держать до государева указу для государева ясачново збору и для всякой шатости, потому что те землицы новые и дикие, без аманатов их топерво взять негде, и прокормить было тех аманатов мочно им, служивым людем, у Пятка Федорова, да у Оски Федорова, да у Первашка Яковлева, да у Костьки Данилова своей»

 

 ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Лл. 95об.-96об.

 

Далее речь пойдёт о «Наказе енисейского воеводы Никифора Веревкина казачьему пятидесятнику Семену Родюкову, отправленному на реку Олекму для ясачного сбора»3,  документе 1639 года, опубликованном через 207 лет в 1846 году4.

1639 iюля 9. Наказъ Енисейскаго воеводы Никифора Веревкина казачьему пятидесятнику Семену Родюкову, отправленному на реку Олекму для ясачного сбора.

Современный списокъ писанъ столбцемъ на десяти листкахъ, съ скръпою по склейкамъ:

Дiакъ Еуфимей Филатовъ.  -  Изъ архива Якутскаго Областнаго Правленiя.

 Любопытно отметить, что на этот документ обратил внимание и использовал в своём замечательном труде заведующий хозяйством Императорской охоты, генерал-лейтенант, автор многотомного (4-ре тома) очерка «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Николай Иванович Кутепов (1851-1908)5.

                Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и

                                   Алексея Михайловича. XVII век

                                                                     Том II

                                             Глава II. Царские охоты и потехи                                                Фрагмент: с. 276-278 

                                  Сбор ясака казаками в Енисейской губернии6 

В 1639 году енисейский воевода Веревкин по царскому приказу отправил из енисейского острога пятидесятника Родюкова со служилыми людьми вверх по Тунгуске реке, под Ленский волок, оттуда по волоку на Лену, а по ней на Чичюй и Олёкму реку и "в новые иные захребтовые землицы для государева царева... ясачного сбору". Родюков посылался на смену другому пятидесятнику, Шаламу; у последнего он должен был принять острожек, ключи от острожка, порох, свинец, суда с судовыми снастями и разными материалами и запасами, именные списки ясачников и толмача. Затем он должен был пригласить к себе "тунгусских князцей и всяких улусных людей" и сказать, чтобы они были "на Государеву милость надежны" и под его "высокою рукою послушны", чтобы платили ясак, за что государь жалует их жалованьем и приказывает своим служилым людям оберегать их землю "от иных землиц". После этого должно было накормить и напоить гостей "государевыми запасами довольно" и тогда уже принять ясак, как от старых ясачных людей, так и от новых, впервые приносящих мягкую рухлядь. При этом ясак указывалось брать осмотрительно, "как мочно, чтобы им было не в тягость и тем бы их наперво не ожесточить и от государя царя высокие руки не отогнать, а в государеве б казне в ясачном сборе учинити прибыль". В виде ясака надлежало принимать только добрых соболей, "а худых соболей и вешных и недособолей в государев ясак не имати". Если же местные князьки ясака платить не захотят, "Семейке (Родюкову) с товарыщи, прося у Бога милости, поиск над ними чинити и промышляти и битца с ними, сколько Милосердый Бог помощи подаст, чтоб они впредь были под государевою царскою высокою рукою послушны и стоятельны и в вечном холопстве неотступны". Под страхом "великой опалы и жестокого наказанья" Родюкову приказывалось употребить все старания на это дело. С ним отправлен был для принятия рухляди особый целовальник и в качестве писаря один служилый человек. Экспедиция Родюкова была снабжена запасом пороха и свинца, по полупуду того и другого, "пудом меди зеленой в котлах и тазех, пудом олова в блюдех и торелех" – для обмена на меха и различными письменными между прочим, 2 дестями бумаги.

                                                   ПОДАРКИ АБОРИГЕНАМ                                                   

 Использовал этот документ в своей статье  «Подарки аборигенам как элемент механизма их вовлечения в ясачный платеж» и сибирский историк А.А. Бродников7. Вот фрагмент из статьи: 

Так, 9 июля 1639 г. из Енисейского острога на р. Олекма был отправлен в качестве приказчика казачий пятидесятник Семейка Григорьев Родюков на смену другому енисейскому пятидесятнику Евлампейку Иванову Шаламу. Согласно наказной памяти, выданной ему воеводой Никифором Логиновичем Веревкиным, Семейка должен был прежде всего собрать в построенном несколькими годами ранее у устья Олекмы острожке тунгусских князцов, которым сказать государево жаловальное слово, после чего напоить и накормить их государевыми запасами «довольно» и только после этого взять с них ясак. Традиционно с тех тунгусов, которые были приведены под государеву руку вновь и ранее ясаку «не плачивали», рекомендовалось брать небольшое количество пушнины: «взяти с них государев ясак как мошно, чтоб им было не в тягость и тем б их наперво не ожесточить». Одновременно на вновь назначенного приказчика возлагалась обязанность оберегать русских промышленных людей от «иноземцов»: «грабить их и побивать на промыслех не давать».

 

В случае нежелания князцов новых землиц «быти под государевою царевою высокою рукою <…> и ясаку с себя и своих улусных людей <…> давать», С. Родюков получал свободу действий:

«Поиск над ними учинити и промышляти и битца с ними сколко милосердный бог помощи подаст, чтоб оне впредь были под государевою царевою высокою рукою послушны и стоятелны и в вечном холопстве неотступны».

Для привлечения ясачных годовальщики отряда С. Родюкова везли к месту службы некоторое количество государева товара для обмена на пушнину и на подарки «иноземцом»: пуд меди зеленой «в котлах и в тазех», пуд олова «в блюдех и в тарелех». Предусматривался и «прикорм» князцов и «лучших людей». Для этого енисейские служилые люди везли с собой продукты и спиртное: «иноземцом на корм пять чети муки ржаной, два ведра вина горячево». 

  ***

1Братский острог основан в 1631 году атаманом Максимом Перфильевым «со товарищы» на Ангаре возле Падуанского порога. Строительство острога явилось естественным продолжением проникновения русских землепроходцев в бассейн Енисея для сбора ясака и в поисках залежей серебряных руд. В 1632 году в Братском остроге было уже около ста жителей. Отсюда лежали пути, ведущие к Ледовитому океану, Амуру и Восточному морю, в Даурию, Монголию и Китай.                                      

Название "Братский острог" указывает на то, что он был здесь первым, так как это переиначенное "Бурятский", в то время буряты были полноправными хозяевами этих земель. Первый острог не простоял и 5 лет - был сожжен бурятами. В 1636 году новый отряд енисейских казаков Николая Рудуковского построил более мощную крепость на правом берегу реки  Ока, чуть выше устья. Этот острог простоял почти двадцать лет, после чего стало ясно, что для защиты разросшегося поселения нужна новая крепость, которая и была построена в 1654 году уже на левом берегу Оки.

2«Сибирский летописец. Олекминский острог». Реконструкция И.Д. Резуна, художник А.А. Заплавский (Рубрика в Интернете). Как и многие сибирские города, Олекминск возник в виде небольшого укрепленного зимовья - пункта ясачного сбора. В 1633 году енисейский сын боярский Иван Козьмин поставил его на Ленском берегу у устья Олекмы, а через два года известный землепроходец Петр Бекетов вместо зимовья срубил острожек, получивший название Олекминского. Но так как место для острожка было выбрано неудачно и в весеннее половодье затапливалось, его через некоторое время перенесли на левый берег Лены. К середине XVII века относятся первые, хотя и очень краткие, описания Олекминска. Как свидетельствуют исторические документы, острожек мало чем отличался от укрепленного зимовья. В нем располагались «изба ясачная с нагороднею, да против избы в острожке ж сенишка, да против сенишек в острожной стене два анбара ветхие, да против ясачной избы на ... стороне анбар казенной о двужильях»... Население складывалось постепенно. Вначале оно состояло из 1- 12 казаков-годовальщиков, сборщиков ясака, в некоторые годы сюда посылалось до 30 казаков.

3Порядок сбора ясака в XVII веке. См.  «На волнах памяти 1629».

4Электронная библиотека исторических документов. Архив: Архив Якутского областного правления. Источник: Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою коммиссиею. Т. 2. - СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1846. – С. 161-164.

5Кутепов Н.И. Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси: исторический очерк. – СПб, 1896-1911. - Т. 2: Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича.XVII век. – 1898. – С. 276-278.

6В Красноярском краеведческом музее хранится работа польского художника Александра Владимировича Станкевича (1824-1902)  «Сбор ясака казаками в Енисейской губернии» (1875). Его графические работы хранятся в собраниях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Красноярского краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея и Иркутского художественного музея. Источник: Интернет.

7Бродников А. Подарки аборигенам как элемент механизма их вовлечения в ясачный платеж (на примере Ленского волока и прилегающей территории) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 1. С. 24-26.

В статье рассматриваются и анализируются действия енисейских служилых людей по привлечению в ясачный платеж новых родовых групп тунгусов, проживавших в районе р. Илим и верхнего течения р. Лена. Стремясь, в соответствии с государевым указом, привлекать тунгусов мирным путем, ясачные сборщики везли с собой в «новые землицы» государевы «подарки» (посуду из олова и меди, ткани, бисер) и угощение (муку, алкоголь), при помощи которых должны были склонить на свою сторону родовую верхушку - князцов и «лучших людей». Однако в случае отказа последних платить ясак добровольно, предполагалось и воздействие силой, сопровождавшееся захватом заложников (аманатов).

Использованы иллюстрации из  альбома «Этнографические рисунки И.Г. Георги: Из фондов ТОКМ» (Томск, 2002).