ЭКОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА РУССКИХ СИБИРИ. Скотоводство.
СКОТОВОДСТВО.
СКОТОВОДСТВО.
Хозяйство русского крестьянина держалось прежде всего на хлебопашестве. Однако без разведения домашнего скота оно было немыслимо: требовались лошади для обработки полей, овцы давали теплую одежду пахарю, а коровы - не только молоко и шерсть для грубых тканей, но и самое ценное удобрение - навоз. Роль скотоводства становилась более значительной в тех районах, где холодный климат и неплодородные почвы мешали получить богатый урожай. Так было на Русском Севере, так было и в Сибири. Здесь большое количество лошадей требовалось еще и для подъема тяжелых пашен, зачастую удаленных от жилья. Скот вообще являлся показателем зажиточности. "В старое время... начнут говорить, спрашивать, как живешь. Мужик ответит: "Да какой мой достаток? А такой: держу 5 запряжных лошадей." Или там 4-х. А по лошадям недолго было прикинуть, сколько примерно держит хозяин другова скота, сколько он пашет". (Еремеев П. 1990. С. 80).
Например, нарымская земля не могла обеспечить поселенцев хлебом, урожай часто погибал на корню. Но там средний крестьянин имел стадо в 10-15 лошадей, 5-9 дойных коров, 30-40 голов молодняка, 20-30 овец. Еще более яркая картина - в Тарском округе. Там богатые крестьяне имели по 30-40 голов крупного рогатого скота (2-3 быка на стадо), 200-300 овец, даже середняки содержали по 15-20 лошадей. В Томской губернии в 80-х - 90-х годах XIX в. встречаются крестьянские хозяйства, имевшие до 75 лошадей, 80-ти голов крупного рогатого скота и до 177 мелкого на один двор. (Бардина П.Е.1992. С.225, Громыко М.М. 1991. С. 49, 60). Бывали хозяйства, почти целиком ориентированные на скотоводство, особенно в конце XIX - начале ХХ века. Имели место они во всех областях Сибири. "...В селе мужа хлеба много не сеяли, там больше скотом занимались... Много сенов ставили. Сеяли в семье свекра и клевер. Затягивались сенокосы. Хакасы, бывало, по степи до самого снега траву валят. Глядишь, в полушубках косят. Трава давно сухая, звенит под литовкой". (Еремеев П. 1990. С. 61-62).
Немудрено, что сибиряки говорили о себе: "Со скотиной живем, на скотину работаем". Такие многочисленные стада трудно было содержать в деревне, поэтому сибирские крестьяне на лето выезжали на заимки, где жили неотлучно. "Круглый год народ на заимке. Страда кончится - скот туда угонят, на стан. Или уж весной. На зиму сено к заимке подвозили. Отцова заимка... Все стайки для скота забраны наглухо, теплые. Заимка чем еще хороша: случались моровые болезни, нападал на скот повальный мор. В один год почти у всех в деревне скот пал, а у деданьки сохранился - далеко стояла заимка, загнал он туда коров и лошадей вовремя. Зимовали со скотом чаще старики, ...редко когда заимка на одного хозяина. (Еремеев П. 1990. С. 87-88). Могла зимовать и молодежь. В целом уход за скотиной считался делом женским, только за лошадьми присматривали мужчины. (Бардина П.Е. 1992. С.225 ). На севере Томской губернии животноводство можно смело назвать основным занятием населения.
Для русских Сибири, как и для россиян, характерно стойловое содержание скота зимой. Взрослые животные у русских в Сибири отличались отменным здоровьем и чаще всего содержались в открытых дворах или неутепленных помещениях. Мелкий скот - в более теплых. Больше внимания уделялось животным, приготовленным на убой или на продажу. В некоторых местах они даже выпасались в полях, добывая себе корм из-под снега. В отличие от русских европейской части, сибиряки не давали скоту теплое пойло, чтобы он на холоде не простужался от перепада температур (Бардина П.Е. 1995. С.99, Громыко М.М. 1975. С. 68-69). Хотя из-за знаменитых русских морозов в домах зачастую содержался не только молодняк. Приехавшие в Сибирь из Европейской России переселенцы (кон. XIX - нач. XX века ) рассказывают: "Зимой скот держали в доме, гвозди прибивали и привязывали. А когда молодняк подрастал, переводили его в стайку. Куры в избе жили под койкой, поросенку за печкой загородили". "Скотину зимой загоняли в избу (свинья под кроватью), корову в избе доили" (Историко-этнографическая экспедиция... 1994. Л. 94, 101).
В зимний период скот питался в основном сеном, которое складывали на перекрытиях над скотным двором. По мере надобности хозяева сбрасывали корм вниз. Общественное мнение осуждало тех хозяев, которые не запасли сена вовремя и вдоволь: "Таки хозявы! Не запасли корму, в сенокос-то семечки на завалинке прощелкали, помнишь? И теперь так вот для бедной коровы: или вилы в бок, или уж сена клок!" (Еремеер П. 1990. С. 86). В фондах музея имеются предметы, так или иначе связанные с уходом за скотом. Это калач для сена (ТОКМ 6464/191) и корыта, из которых поили скот и давали корм цыплятам (ТОКМ 8621/210-226, 6251, 10218, 10219). К весне корм обычно заканчивался, и хозяева с нетерпением ждали времени, когда своих кормильцев можно будет выгнать в поле, на свежую травку. Обычно это делали в конце апреля, на Егория Храброго. В эту пору в Сибири молодая трава еще не вырастала, и животные довольствовались прошлогодней. Для старожилов характерно было выпасать животных на огороженых поскотинах, без пастуха. Там сооружались навесы от жары и насекомых. Гнус был бичом животных. Спасали от него скот различными способами: пасли ночью, разводили дымокуры, готовили мази: рвали репейные листья, солили их слегка, толкли в корыте и образовавшейся кашицей мазали скот. Действовало это дня на два. (Еремеев П. 1990. С. 980). Чтобы животные не разбредались, на ноги им навязывались ботала (ТОКМ 2914, 6464/53,54).
Кроме молока и мяса, использования на пашне, скот давал крестьянам шерсть для одежды. Овец стригли три раза в году: весной, летом и осенью. В фондах музея имеются ножницы для стрижки овец фабричного производства (ТОКМ 10929, 10400/ 68, 128, 9427, 9428).
Переселенцы принесли свои обычаи, в том числе и выпас с пастухами. Эта традиция прижилась в Сибири. Пастбища устраивали не только на заимках, но и на брошенных в залежь землях. До начала пахоты и после снятия урожая скот выпускали на поля (Бородкина М.В, 1927.). Видимо им же принадлежит заслуга введения в Сибири пчеловодства. В Томской губернии мощная база располагалась на Алтае. Но были и более северные очаги. Так М. Бородкина указывала, что в 1927 году в деревне «Иткара имеется примитивное пчеловодство: 106 ульев, из которых только 36 - рамочные. Последние появились только во время первой мировой войны. До этого в Иткаре имелись только дуплянки (ТОКМ 9391). До революции, в 1894 году, в деревне было 6 пасечников, обслуживавших 108 ульев. Зимой пчел держали в подклетах в домах" (Бородкина М. 1927. С.75).