Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Цветниковы

Цветниковы

Цветниковы

 

Н

Нашу бабушку по отцу (Зуеву Ивану Кондратьевичу) звали Цветникова Александра Семеновна. Со слов тети Таси, муж ее украл и привез в Сибирь из Белоруссии. Переселенческих документов в ГАТО я не нашла, есть только документы о ссудах Давида и Кондрата Зуй. На карте Белоруссии есть деревня Зуи, возможно, дед и прадед были оттуда. Со слов отца знаю, что бабушка - уроженка деревни Юховичи Россонского уезда.

Если дед Кондрат «украл» бабушку (Александру Семеновну Цветникову) и привез в Сибирь, значит его деревня была недалеко от деревни Стайки (или Юховичи), из которой наши предки.

 В соцсетях в Белоруссии часто встречается фамилия Цветниковы.

 

 

О судьбах наших родственников Цветниковых рассказала Цветникова (по мужу - Демчинская) Валентина Марковна, 1933 г.р. проживает в г. Санкт-Петербурге.

Мою маму звали Мария Тимофеевна, у нее были сестры Полина и Ульяна. Была также тетя, сестра отца, ее тоже звали Ульяна. Она жила в Псковской области, в деревне Ковалево, потом – в деревне Удальцы. Мы родителей называли на «Вы».

Отец - Цветников Марк Семенович, 1889 (или 1887) года рождения, он погиб во время войны. Я читала книгу о том, что отец и его три брата пришли из Прибалтики. В Белоруссии у родственников я читала книгу, где про это написано. О том, что «Марка, Ларка и Захар пришли из Прибалтики», нашли место, оно называлось «Стайки», батька построил там дом. Родились Миша, Зина, Саша, Леня и я. Брат Миша любил меня больше всех.

Отца я помню лучше матери. Было последнее письмо отца, я отдала его Соне, дочери тети Ульяны. У Сони еще есть брат Костя (атомщик).

В письме было написано: «Дорогие детки! Завтра пойдем на передовую. Берегите маленькую Валю. Зина, смотри за детьми…»

Зина приезжала в Ригу, когда я училась, отдала мне свое штапельное платье, купила босоножки. Но она больше любила брата Леньку.

До войны мы жили в деревне Стайки, там была речка Нища.

Во время войны 15 человек из нашей деревни расстреляли, там стоит обелиск. Мы там все собирались. Мне там стало очень плохо, поэтому больше я туда не ездила, не смогла, очень тяжело.

Когда была война, мне было 7 лет. Мы сдались в плен, нас в баню закрыли. Отец ушел к партизанам. Сестра Зина меня толкала в дверь, чтобы я убежала. Ночью нас увезли ближе к Полоцку, там был лагерь (в месте, расположенном от Клястиц к Россону). Летом пленных гоняли копать траншею. Привозили еду в ведрах. Мы были около 1,5-2-х лет у немцев. Когда наши начали наступать, один человек сказал: «Мы будем убегать». (Увидеть бы его, поблагодарить, всю жизнь его вспоминаю!). И мы убежали в лес. Голодали, я находила птичьи гнезда, ягоду, однажды поймали козу. Потом нас привезли в воинскую часть. Давали еду понемногу. Шли километров 15, все было заминировано. Когда пришли в Юховичи, нам сказали, что мама убитая. До войны там была большая церковь, но ее сожгли. До Псковской области было близко, там жила тетка Ульяна (по отцу), которая нас искала. Мне дали платье. Дом наш сожгли. Была немецкая землянка, мы в ней поселились. Старший брат Саша был в Минске, ему сказали, что нас убили. Потом он нас нашел. Я пошла в лес, смотрю - идет солдат. То был Шура. Он вспоминал, что я сказала: «Ой, братитко мой, мамы нет…»

Договорились нас сдать в детдом. Я не хотела, но сказали, что там дают конфеты. В детдоме у меня была малярия. Было холодно...

 

…Тетя Саша (Зуева - Цветникова Александра Семеновна) после войны (Великой Отечественной) искала нас. Она из Сибири писала в Белоруссию и узнала, что мы остались живы. Она нас звала к себе в Сибирь. В письме написала: приезжайте в Сибирь, но мы не поехали, хотя есть нам было нечего. Меня и брата Леню отправили в детдом.

После детдома брата Леню отправили в Суворовское училище. Он потом дослужился до высоких званий и везде побывал, в разных странах и городах.

В 14 лет меня из детского дома отправили в Ригу, где я 3 года училась в АХРУ - Архитектурно-художественном ремесленном училище - на маляра-альфрейщика (занимается отделочными работами). После учебы нас, 15 человек выпускников училища, привезли работать на восстановлении Ленинграда. Мы потом очень долго дружили, перезванивались.

Фото: Цветников Михаил с женой (подпись: 23.03.53 г. ст. Череповец  Тося+Миша)

Брат Миша снимал в Белом острове жилье, он женился на Таисии. Он и тетя Ульяна потом ездили в Сибирь, к родственникам.

Цветниковы: Михаил, Леонид (?), Зинаида

Записала Доровенчик Елена Ивановна, н.с. ТОКМ.

 

Документы из архивного фонда Клястицкого детского дома (Ф.704, оп.2, д.4, л.63; Д.8, л. 129; д. 14; Л. 134; Д. 21, Л.2).

Объяснение

Я, Панфилова Зинаида Марковна 1926 года рождения, уроженка местечка Юховичи, Рассонского района, Полоцкой области (сейчас – Витебская область) отвечаю на заданные мне вопросы:

1. При каких обстоятельствах была забрана немецкими властями;

2. Где содержалась и чем занималась в то время, сколько времени содержалась;

3. Когда, где и при каких обстоятельствах убежала;

4. Допрашивалась ли немцами в то время.

Поясняю:

с начала Отечественной войны при оккупации населенной местности в 1941 году и до организации партизанских отрядов на территории Рассонского района, то есть до 1942 года, я проживала вместе с родителями в местечке Юховичи Рассонского  района Полоцкой области и была на их иждивении.

С 1942 года, когда на территории Рассонского района были созданы партизанские отряды, мы, вместе с матерью, двумя братьями и сестрой, проживали на территории партизанской зоны, а родные занимались сельским хозяйством.

В 1943 году во время немецкой оккупации немецкими властями принимались меры по ликвидации партизанских отрядов в Рассонском районе. Я вместе с родителями и меньше меня двумя братьями и сестрой, уехали в лес, где находились с партизанами в одном лесу до 1944 года.

В 1944 году во время продвижения Советской Армии на Запад в этот период немецкими оккупационными властями против партизанских отрядов, дислоцировавшихся в Рассонском районе, была направлена большая военная экспедиция для прочистки лесов. В этот период я вместе с двумя братьями, сестрой и матерью и гражданами местечка Юховичи были обнаружены в лесу, в Рассонском районе между деревнями Изубрица-Голяши. Мать моя была на месте расстреляна, а я вместе с младшими братьями и сестренкой, которой было в то время 5 лет, была забрана немцами и отконвоирована в немецкий лагерь, который находился на расстоянии 1 км около м. Клястицы. Там содержались: я, 2 брата и маленькая сестренка около 2-х месяцев, то есть до прихода Красной Армии и освобождения нас из немецкого лагеря.

За время моего пребывания в немецком лагере с малолетней сестренкой и двумя братьями, которые в это время были детьми, мы все на работах не использовались, на допросы немецкими властями не вызывались. Брат мой, Цветников Александр Маркович 1922 года рождения, ушел в партизаны в 1942 году, потом был в армии, в настоящее время работает районным инспектором Дуниловичского района.

Отец Цветников Марк Семенович погиб при взятии города Рига в 1944 году, в конце августа месяца 1944 года.

Записано мною все справедливо, о чем и расписываюсь.

21.02.1953 года                                                  Панфилова

 

В нарсуд Кировского района города Ленинграда

Я, Панфилова Зинаида Марковна, 1926 г. рож., уроженка дер. Стайки,

Юховичского с/с, Россонского р-на, Витебской обл.,

в настоящее время проживаю по адресу:

БССР, гор. Полоцк, ул. Ленинская, дом 2а, кв. 7

Автобиографическая справка.

Мой отец: Цветников Марк Семенович, 1897 г. рождения. Погиб во время войны.

Моя мать: Цветникова Мария Тимофеевна, 1898 г. р. Погибла во время войны.

Родители совместно проживали в м-ке Юховичи, Юховического с/с, Россонского района, Витебской обл. Их брак был зарегистрирован в 1921 г. в Юховическом с/с, Россонского р-на, Витебской обл.

Моя родная сестра Цветникова Валентина Марковна 1933 г. рождения родилась в семье последним ребенком. Во время войны она оставалась под моей опекой. В сентябре 1945 года она была оформлена в детский дом м-ка Клястицы, Клястицкого с/с, Россонского района Витебской обл. 1937 год рождения моей сестре был записан по неизвестным мне обстоятельствам.

Цветниковы Зинаида Марковна и Майя

 

Справка

Дана Демчинской /девичья фамилия Цветникова/ Валентине Марковне, 1933 г.р., проживающей в г. Санкт-Петербурге в том, что Цветникова /Демчинская/ Валентина Марковна 1933 г.р., у которой в период войны погибли родители, оставшись сиротой, находилась девять месяцев с односельчанами в лесу. После освобождения советскими войсками деревни Юховичи от немецко-фашистских оккупантов помогала работать по уборке урожая на полях в колхозе имени Карла Маркса с 12 июля 1944 года. Собирала колоски, что и подтверждают свидетели, проживающие в д. Юховичи Россонского района Витебской области Республики Беларусь.

Подписи: Е.Н. Коршун, 1926 г.р., П.А. Белоусова, 1928 г.р., Е.Л. Волис, 1925 г.р.

Председатель сельского совета О.В. Костина

Майя Цветникова и тетя Валя. Питер, декабрь 2015 г.

 

На фото снизу тетя Валя с мужем. Дядя Толя (Демчинский) был с Украины, его вырастила бабушка.

 

Со своей Родины дядя Толя привез ее необычные (католические) картины-иконы, на одной изображен пеликан, который кормит птенцов своею кровью. Это символ самоотверженной родительской любви, а также символическое изображение Господа нашего Иисуса Христа, оживившего нас своею кровию.

 

ПЕЛИКАН - упоминается в Библии (Пс 101,7 и др.). Пеликан широко использовался в западном искусстве как символ Христа. Сравнение Христа с пеликаном основано на поверье, что пеликан настолько терпелив к своим голодным птенцам, что позволяет им расклевывать себе грудь и кормит их своей кровью. Живущая на воде птица, которая, согласно легенде, настолько любит своих птенцов, что кормит их собственной кровью (вырывает куски из своей груди), раздирая себе грудь (сейчас известно, что они достают запасы пищи из своего подклювного мешка).

Тот факт, что гнездящиеся взрослые птицы наклоняют клюв к груди и кормят птенцов принесенной в горловом мешке рыбой, привел к ошибочному заключению, будто птицы-родители разрывают себе грудь, чтобы напитать птенцов своей кровью.

Символически весомый образ птицы. Жертвенная любовь (жертвенность), милосердие и кротость. Одна из наиболее известных аллегорий Христа и именно в таком качестве фигурирует в виде семидесятой эмблемы "Символического искусства" Босха (Керл-32).

С тем же своим значением может украшать сосуд в натюрморте. Атрибут персонифицированного Милосердия.

Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD