Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
Белорусы в Сибири. Связь поколений (на примере переселенческой деревни Виленка Томского района)

Белорусы в Сибири. Связь поколений (на примере переселенческой деревни Виленка Томского района)

Белорусский этнос – один из народов, чей миграционный вектор направлялся в Россию на протяжении последних пяти столетий, начиная со времен Великого княжества Литовского. В XVI–XVII вв. Российское государство часто воевало с Речью Посполитой за возвращение белорусских и украинских земель. Вместе с отступавшими русскими войсками уходили в единоверную Россию и «литвины» – так называют старинные источники проживавших на территории современной Белоруссии людей. По выражению Л.Н. Гумилева, «так они могли реализовать свою пассионарность в деле освоения далеких сибирских окраин Московского государства».

Вторая волна переселения белорусов в Сибирь связана с разгромом восстания в Польше в 1830–1831 гг., в котором участвовали и белорусские шляхтичи. Вместе с польскими мятежниками они тоже оказались в Сибири.

Самая многочисленная волна миграции пришлась на 40–50-е годы XIX века – то было время так называемых «киселевских» переселений, когда известный реформатор граф П.Д. Киселев разработал программу освоения восточных окраин Российской империи. В это время в Сибирь пришло несколько организованных партий выходцев из Витебской губернии. Переселенцы именовали себя «панцирными боярами» – мелкая служивая шляхта. Наиболее мощные миграционные потоки пришлись на 1898 и 1907 годы. А 1898 год стал годом основания многих белорусских поселений в Сибири. И это не удивительно, поскольку тогда в Сибирь прибыло 30 106 человек из Витебской, Виленской, Могилевской и Гродненской губерний.

В силу благоприятных природно-климатических условий одной из наиболее притягательных для белорусских переселенцев  стала Томская губерния. Сюда в 1898 году прибыло 4597 белорусов. Всего здесь в шести районах насчитывалось 24 белорусских деревни. Так появилась переселенческая деревня Виленка. Сегодня деревни не существует, но ее жители и их потомки до сих пор живут в окрестных  селах,  гг. Томске и Северске.

Формирование белорусской идентичности является одним из актуальных направлений  в изучении региональной и общенациональной истории.  Это сложный и малоизученный процесс в отечественной и зарубежной историографии.

Западные губернии Российской империи являлись зоной польско-белорусско-русских языковых контактов, католическо-православной конкуренции и польско-русского социокультурного соперничества. В то же время, как отмечает С.М. Токть, для сельской части населения этого региона наиболее актуальной являлась территориальная, местечковая, идентичность, которая выводила человека за пределы вышеуказанных противостояний (Крих).

После отмены крепостного права крестьянские хозяйства Беларуси стремительно развивались. Сельчане стали жить богаче, а значит, можно было подумать о наследниках. За 30 лет, с 1858 по 1897 год, количество крестьянского населения в Беларуси выросло более чем в два раза! Но, кроме радости от увеличения семей, хозяева начали испытывать и тревогу: земель на одну крестьянскую душу становилось все меньше. Дешевело зерно. Выгодно было иметь скот, особенно дойных коров, – но где пасти? А выросшим семьям так был нужен заработок! Белорусы – люди деятельные и предприимчивые. Да вот возможностей у них было мало: земли все уже используются, пустошей нет, новый надел не распашешь. В город уйти - так там живут евреи, которым ход, что на село, что в дальние города, закрыт по закону. Значит, ехать надо крестьянам! Все больше людей отправлялось в портовую Ригу, на шахты Донбасса, в столичный Санкт-Петербург. Но наиболее смелые и решительные, не хотевшие порывать с землей, ехали за ней буквально на край света: в Америку и в Сибирь! (Бережнова).

Сначала, в первые годы после реформы, основная часть переселенцев из Белоруссии ехала в Новороссию, Предкавказье и Южное Приуралье. Лишь отдельные семьи решались на переезд в Сибирь. Только во второй половине 1860-х годов переселенцев стало больше. Этому способствовал циркуляр Министерства внутренних дел от 13 апреля 1868 г. «О порядке переселения крестьян на казенные земли», который крестьяне поняли как право на свободу переселений. Было разрешено, согласовав это с правительством, переселяться целыми обществами.

Много желающих переселиться в Тобольскую губернию было в Минской и Витебской губерниях. Об этом губернаторы сообщали в Санкт-Петербург, обеспокоенные «стремлением крестьян к переселению в больших размерах». В 1870-х годах переселенческое движение было еще очень слабым. В это время из Белоруссии в Сибирь направлялись в основном выходцы из Могилевской (в среднем 19 человек в год) и Витебской (50 человек в год) губерний. По неполным данным, в Томскую губернию в 1870–1879 годах из Белоруссии переселилось всего 30 семей (Бережнова).

На правобережье Томи в последние годы XIX века возникли и такие переселенческие поселки как Виленка, Семиозерки, Бросовка. Виленский и Бросовский переселенческие участки были образованы и начали заселяться в 1896 г. выходцами из Витебской, Виленской, Нижегородской, Пензенской, Вятской, Калужской, Симбирской и Пермской губерний. В 1897 году здесь жили 34 человека. В 1916 г. в Виленке проживало 267 человек в 62 хозяйствах, а в Бросовке – 117 в 22-х хозяйствах (История Северска, 2009: 39).

В конце ХIХ– нач. ХХ вв. небольшой переселенческий поселок, носивший незвучное название «Бросовский», стал новой родиной для крестьян, приехавших из европейской части России. Он был одним из сотен других подобных селений. Сегодня земли, которые более ста лет назад покинули крестьяне, мигрировавшие в Сибирь, принадлежат разным государствам. Отдельные территории входят в состав Польши, Литвы, Латвии и Белоруссии.

Деревня Виленка, была образована в 1897 году крестьянами, приехавшими на обширные Сибирские земли из Белоруссии. 1897 год считается официальным годом образования Бросовского переселенческого участка. Он включал в себя Виленский и Бросовский поселки. В простонародье использовались названия «Бросовка» и «Виленка», а жители в документах значились как «бросовские» или «виленские» крестьяне.

Стоит отметить, что выявление белорусов среди сибирского полиэтнического населения в конце XIX в. является сложной исследовательской задачей (Гончарова, 2008: 190). По мнению Т.А. Гончаровой, слабая фиксация этнических характеристик в источниках, и их скудость часто провоцируют дискуссии по этому поводу. Так, например, губерния выхода переселенцев не характеризовалась однозначным показателем этнического состава; западные губернии отличались этнической гетерогенностью. Среди выходцев с территории Витебской губернии были русские, белорусы, поляки и латыши.  Название же поселений, в которых отразилась губерния выхода, не всегда являются этническим маркером. Например, согласно данным сельскохозяйственной переписи населения 1917 г., в пос. Виленском не отмечено ни одного белоруса, население составляли русские и поляки (Гончарова, 2008: 191). Таким образом, население переселенческой деревни составляли не только белорусы, хотя они там и проживали.

И по сей день многие из переехавших за Урал не считают себя глубинными сибиряками, потому что внутренняя связь с европейской историей сохраняется и волнует.

Многие жители современной России ощутили на себе усиление национального самосознания в первой пол. 1990-х гг. В это время активизировались этносоциальные и этнокультурные процессы, шел поиск новых форм консолидации этноса. Указанные явления сопровождали масштабные социально-экономические и политические изменения, связанные с распадом СССР. «Этническое возрождение» во многом обусловлено появлением законодательных актов, регулирующих национальные отношения в стране. С другой стороны, внутреэтническая консолидация стала ответной реакцией на миграции, связанные со сложной социально-экономической обстановкой в странах ближнего зарубежья, приобретших государственный суверенитет (Рындина, 2007: 15).

В середине 1990-х гг. потомками жителей деревни Виленка Воронцовой Эльвирой Владимировной, Нургалиевой Ларисой Владимировной, Рачковским Павлом Юрьевичем началась работа по составлению истории своих семей. На сегодняшний день ими было обработано большое количество архивного материала, достаточного для издания целой книги по истории переселенческой деревни Виленка. Но книга так и не выходила в свет, не находя финансовой поддержки.

Деревня Виленка исчезла, когда началось строительство Сибирского химического комбината. Сегодня Виленка – это дачный поселок с участками жителей г. Северска.  Музей г. Северска не остался равнодушен к истории исчезнувшей деревни. Сотрудниками Музея ведется активная работа, чтобы книга «Виленка. Алтарь предков» наконец вышла в свет. Запечатлеть историю малой родины важно для тех, кто еще жив сегодня, для тех людей, которые там родились, которые помнят свое детство, которые помнят свою родину Белоруссию, хоть и некоторые называют себя «русскими».

Так, например, в ноябре 2011 года в Музее состоялся «Вечер белорусской культуры», который проводился совместно с национально-культурной автономией белорусов г. Томска в рамках фестиваля «Славянская мозаика».  На мероприятие были приглашены носители белорусской культуры, а так же все интересующиеся и желающих к ней приобщиться. Было много выходцев из деревни Виленка. Журналист автономии Людмила Алексеевна Сердюк познакомила аудиторию с деятельностью национально-культурной общественной организации белорусов Томска, а затем состоялось выступление двух творческих коллективов автономии – вокальных ансамблей «Белая Русь» и «Медуница» и солистов Анны Строгановой и Кристины Никитиной. Эта встреча была своеобразным возвращением к корням и дань тому, что внутренняя связь с белорусской культурой сохраняется у многих, пришедших на вечер.

В декабре 2011 г. состоялась очередная встреча с «виленцами» - многие из пришедших в Музей приносили фотографии своих родственников, рассказывали об истории своих семей.

25 февраля 2012 г. в Музее г. Северска состоялась презентация проекта книги «Виленка. Алтарь предков». В Музее были собраны жители и потомки некогда существовавшей переселенческой деревни Виленка. Часть собравшихся приехали из Томска, вторая половина – жители Северска, были и такие, которые до сих пор живут в Виленке. Это потомки Лысенок, Говор, Кумпяк, Вагаль, Быстрицких, Гирсовых, Митюкевичей, Школко, Янковских и т.д.

Мероприятие проводилось на базе постоянной историко-этнографической экспозиции Музея г. Северска «По реке времени», в разделе «Была деревня Виленка».

Люди, первый раз приехавшие в Северск, с большим интересом рассматривали фотографии, представленные на стендах, находили своих родственников.

Так, например, Музей посетил Василий Гирсов – потомок виленских переселенцев, активный участник национально-культурной автономии белорусов г. Томска. Он принимает участие в создании энциклопедического справочника «Белорусы в мире», издаваемого в Минске. Василий – координатор этого проекта по Томской области. Он участник нескольких этнокультурных форумов, прошедших в Павлодаре и Новосибирске, делегат Съезда Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России». Кроме этого он серьезно занимается генеалогией своего рода.

Музей призвал собравшихся помогать в сборе информации о Виленке – устной и материальной; приносить и сдавать предметы, которые бытовали в деревенских домах – они найдут достойное место в в экспозиции музея. Так, например, фонды Музея уже пополнились американским граммофоном 1906-1910 гг. выпуска, который в Музей отдал Лысенок Алексей Петрович. По его словам, граммофон был приобретен его отцом в Томске, «на толкучке», на деньги, вырученные от продажи коровы.

Кроме мероприятий, нацеленных на привлечение внимания к истории белорусской деревни, сотрудниками Музея г. Северска проводились опросы потомков виленских жителей: о быте, о хозяйстве, об одежде, о традициях семей.

По словам Бардиной Прасковьи Елизвовны, старшего научного сотрудника отдела археологии и этнографии Музея г. Северска, «деревня Виленка – одна из сотен подобных селений, возникших в так называемое пореформенное время,  когда после отмены крепостного права в 1861 г. в Сибирь, на свободные земли, двинулись массы крестьян, в основном из южных и западных губерний России. История Виленки может быть не уникальна: ведь такие же ходоки – разведчики новых мест, такие же трудности первых лет освоения суровых сибирских земель были у тысяч других переселенцев. Уникальны жители этого селения и их потомки, которые задались целью сохранить память о своем, уже практически исчезнувшем селении, и передать эту память своим потомкам. Они не только собрали группу единомышленников из бывших виленских жителей и зафиксировали коллективную память, но и исследовали архивы, подняли старые документы и материалы, фотографии и статистические сведения. Все это сложилось в книгу, которая предложена вниманию не только заинтересованных потомков, но и широкому кругу читателей, многие из которых смогут найти в ней что-то о своих предках, созвучное прошедшей эпохе».

Таким образом, научный интерес к изучению этнодисперсных групп в Сибири, в частности, белорусской диаспоры, на волне возросшего интереса к национальной идентичности, является актуальной проблемой региональной и общенациональной истории. И современный Музей играет в этом вопросе далеко не последнюю роль.

 

 

 

Источники и литература:

 

 

  1.                                     Бережнова М.Л. Рассказы о белорусском хозяйстве в Урмане, или первые шаги на новой родине. // http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1009

 

  1.                                     Гончарова Т.А. К вопросу о формировании белорусской диаспоры в Томской области в конце XIX-первой половине XX в. // Труды Томского областного краеведческого музея: Сб. статей. Под ред. В.П. Зиновьева, А.Г. Кучкова – Томск: Изд-во «Ветер», 2008, т. 15, с. 190-196

 

 

  1.                                     Зиновьев В.П. Судьбы Северских деревень.//Труды Музея г. Северска. Вып.1: Музей и город/Под ред. Е.А. Васильева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000, с.104-108

 

  1.                                     История Северска: Очерки/Научно-популярное издание. – Северск, 2009 г.- 380 с.

 

  1.                                     Крих А.А. Белорусы, русские или поляки? К вопросу об этнической идентификации населения в Сибири.// http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=981

 

  1.                                     Рындина О.М. Межэтнические отношения. // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия/Отв. Ред. О.М. Рындина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007, с. 15