Белорусы в Сибири. Дубровка. Деревенские истории
ПРО САМОГОН
Наша бабушка Фёкла, прожившая 90 лет, однажды рассказала мне, семейной женщине, одну невероятную историю, связанную с самогоном. В той глухой белорусской деревне, где она жила, был некий мужик Димитре́й. Он любил выпить, погулять, а работать он не любил. Он часто спорил с мужиками на самогон и выигрывал, как правило. Мужики, в конце концов, стали избегать его, а выпить-то охота. И тут он придумал такое, что впоследствии вся деревня ахнула. Когда мужики собрались помыться в бане, он предложил спор на ящик водки. Он сказал, что повесит ведро воды на свой причиндал и удержит ведро несколько секунд. Мужики быстро согласились, так как были уверены в своём выигрыше, ударили по рукам, и представление началось. Димитре́й внёс в баню подойник воды (7-8 литров), повесил его на свой причиндал, досчитал до пяти, затем поставил ведро на пол, аккуратно протёр свой посиневший орган и пошёл на полок париться. Мужики опешили и даже забыли, что они пришли мыться. Димитре́й, видя их растерянность, предложил любому из них сделать то же самое. «И тода ён ня будить спогонять у них казёнку». Но желающих не нашлось - никому не хотелось выйти из бани инвалидом. Как проспорившие добывали ящик казёнки, знала вся деревня, потому что водка в глухой деревне была такой же редкостью, как в советское время чёрная икра в магазине. Проспорив Димитре́ю ящик водки, мужики стали думать, как её раздобыть. Думали-думали и решили попросить у жён по литру самогонки, хотя и сильно рисковали. Но, вопреки ожиданиям проигравших (проспоривших, потерпевших), бабы прониклись к Димитре́ю таким большим уважением, что каждая тут же отдала свою долю. Тогда один из проспоривших притворился больным, и бригадир дал ему лошадь, чтобы поехать в районный центр в больницу. Дома проспоривший слил весь самогон в деревянный бочонок, плотно его закупорил, поставил в сани, всё закрыл сеном и благополучно добрался до районного центра. Там он сдал самогонку спекулянтке по более низкой цене (такие ушлые личности всегда были). На эти деньги он купил водку, рассчитался с Димитре́ем, которому хотелось выпить что-то более приличное, чем деревенская сивуха. Это как для ребёнка – вместо леденца он получил шоколадку.
Некоторые деревенские обычаи.
В наших деревнях были свои правила и обычаи, особенно, если речь шла о женитьбе или замужестве. Деревни наши были маленькие, всего в одну улицу, поэтому молодёжи было мало. Понятия - «танцы» - в 50-60-е годы в этих деревнях не было, а были «вечерки», где и собиралась молодёжь из двух или трёх деревень, но это всё равно не более 15-ти человек. Здесь парни и девушки присматривались друг к другу. Собирались в таких клубах обычно летом, по субботам, после бани, чтобы после возвращения в воскресение, можно было немного поспать, если была сырая погода, ну, а, если солнечная – то с утра пораньше отец всех поднимал на покос, и его не касалось, кто и где был всю ночь. По правилам деревенского гостеприимства, пришедших из других деревень разбирали по домам, угощали самогоном, кормили и только после этого все шли в клуб. Если парень был после армии, то его нужно было быстро женить, чтобы не стать «перестарком». Девушки понимали, что он будет к ним присматриваться и, конечно старались ему понравиться. Надо сказать, что в наших деревнях был свой критерий женской красоты. Девка должна быть с хорошим здоровьем, весёлой, работящей, с крепкими полными ногами, чтобы не спала на ходу, а то ещё уснёт под коровой во время дойки, и такое бывало. Ну, а, приятное лицо и большая грудь – это дополнительный плюс. Такие в девках долго не засиживались. В то время красота лица была естественной, косметики в деревне не было, так, что после бани было видно, что дала природа. Девки ходили на вечерку нарядные, надевали самое лучшее, у многих были уже шелковые платья, особенно у тех, чьи братья пришли из армии в Германии. Те зимой носили даже плюшевые жакетки. Видимо, ребята-солдаты экономили своё жалование и из армии приходили с богатыми подарками. Если семьи были победнее, то девки вышивали на выходных платьях красивые цветные узоры, а из-под юбки во время танца или пляски выглядывала «мережка» от сорочки или кружева от «комбинашки», что считалось писком деревенской моды. Если девка в клубе парню приглянулась, то он шел вместе со всеми в другую деревню ночью, посмотреть, где она живёт. Он доходил до её дома, со всеми прощался и один возвращался домой. Ну, а, дом находился не так уж далеко – в четырёх или семи километрах. Ну, а в следующий раз, если девушка ему понравилась разговором, поведением, внешностью – он подойдёт к ней в клубе. При обоюдной симпатии, возможно осенью, приедет к ней со сватами, конечно, заранее договорившись. В противном случае можно и «гарбуза» получить, как говорила наша бабушка. Это к нам с Украины пришло. Если невеста отказывала парню, то ему просто выносили арбуз. И это был позор. В Сибири арбузы не росли, а поговорка осталась, и такой парень считался неудачником. И девки с большим самомнением за него замуж не хотели, приговаривая: «Что я рыжая что ли?». И так, по предварительному сговору, жених с двумя сватами приезжал к родителям невесты свататься. Они невесту пропивали, и после этого жених возвращался домой, и начиналась подготовка к свадьбе. На подготовку уходило не меньше месяца и свадьбу гуляли по первому снегу. Подготовительной работы было много: нагнать самогона, сделать хорошее домашнее пиво, сшить невесте нарядное платье, сделать фату, налепить пельменей, побелить и украсить хату и собрать приданое. Невеста должна приехать к жениху с полным набором для постели, с сундуком личной одеждой и обувью, а также могли и корову дать в придачу – всё зависело от достатка в семье. Свадьбу гуляли три дня. Вначале у невесты. Чтобы жениху с его гостями зайти к невесте в хату и сесть за накрытые столы, нужно было дать выкуп. Деревенская молодёжь стояла у ворот, стреляли из ружей, как бы отпугивая жениха, и рядились. В результате они получали четверть самогона, ведро домашнего пива и шли гулять. У невесты гуляли вечер и день, а потом, к вечеру все гости рассаживались в сани и ехали гулять к жениху в другую деревню. Дуги упряжек у лошадей были украшены атласными цветными лентами и бумажными цветами. На каждой дуге висел колокольчик, поэтому еще издали было слышно, что гости приближаются. И невеста приезжала уже с приданым. Свадьбы были весёлыми, с песнями и плясовыми. Во время пляски подвыпившие мужики могли обнять чужую бабу за любое соблазнительное место, но на это никто не обращал внимание и никаких сцен ревности никогда не было, а где еще, как не на свадебной пляске не отвести душу. Молодым дарили подарки, когда они сидели за столом. Дарящему наливали спиртное, он его выпивал, что-то говорил, а там уже подходили и следующие. Здесь нельзя было ухитриться погулять без подарка. Обычно, если человек не мог что-либо подарить, то он и на свадьбу не приходил.
Деревенская молодёжь на свадьбе. 1970-е гг. Из личного архива Г.П. Бакиной.
Было и такое, что после весёлой и бурной свадьбы новоиспеченную жену через несколько дней привозили обратно, вместе с приданым. Обычно причину не объясняли, чтобы не усугублять положение женщины. Возможно, девка оказалась бракованной или ленивой. А может, не умела печь хлеб или делать самогон. Причины могли быть разные, но родителям было ясно, что выдать её ещё раз замуж будет непросто. В наших деревнях люди были малообразованные, но и у них были свои понятия, как улучшить, а не ухудшить свою породу. Например, рыжие, заикастые, конопатые или люди с физическими недостатками женились и выходили замуж по остаточному принципу. Крестьяне боялись, что все эти недостатки будут передаваться по наследству, а породу «треба» улучшать, а не ухудшать. Даже с моей сестрой Дусей произошла аналогичная история. Она испортила зрение чтением книг в темноте и носила очки. У нас в деревне не было электричества. После окончания университета Дуся работала на заводе, в конструкторском бюро и позже вышла замуж за простого слесаря этого же завода. Он был родом из деревни недалеко от г. Колпашево Томской области. Однажды летом она с мужем поехала к его матери в гости. Дуся была симпатичная брюнетка, с нежной белой кожей и точеными ножками. Иногда она надевала очки, по необходимости. В этой деревне был магазин, и Дусе было любопытно посмотреть, что там продают. Дуся водрузила свои очки на переносицу и с чувством собственного достоинства пошагала по улице, отыскивая магазин. Лично я вообще не стала бы надевать очки, а магазин нашла бы на ощупь. В магазине бабы Дусю рассмотрели и сразу забраковали. Во-первых – слепая, во-вторых – ноги тонкие: с такими ногами ты навильник сена на копну не закинешь. На следующий день при встрече с её мужем, соседи искренне выражали ему сочувствие: как такой видный парень мог жениться на очкастой. Свекровь тоже пришла в уныние, потому, что того и гляди и внуки такими же будут, а для деревни – это большой брак. А внуки родились здоровые и с хорошим зрением.
Наших деревень давно уже нет, все жители переехали в город или пригород и организовали свои семьи. И на рыжих, и конопатых, и не очень здоровых нашлись свои любители. Мир многообразен, а понятие красоты очень относительно. В городе женщине не нужно тяжело работать, а лицо можно подправить косметикой. Так что все обзавелись семьями и живут вполне счастливо.