Храмы Нарыма
Храмы Нарыма: страницы истории
«По велению Государя Царя и Великого Князя Всея России Ивана Васильевича ,а вслед за ним его сына, Государя Царя и Великого Князя Всея России Феодора Иоанновича, начали в Сибирской стране города и острожки возводиться, а великие земли расширяться, и Святые Божии церкви воздвигаться, и псалмовские словословия повсюду разноситься. И многочисленные города и остроги в различных местах были созданы: Господь Бог в том деле подает и Истину утверждает». Особым благочестивым отношением к церковным нуждам в Сибири отличался Борис Годунов. Это он велел во всех Сибирских городах и острогах ставить храмы без исключения.
В них он жертвовал доставляемые из Москвы иконостасы, царские ворота, иконы, церковную утварь, священнические и храмовые облачения, богослужебные книги и колокола. Церковные вина, елей, ладан, свечи, чтобы зашедшие в глубины Сибири православные не чувствовали себя обделенными церковной жизнью и находились бы под высоким царским попечением. Благодаря ему уже с конца XVI века над Сибирью появляется свое Христианское небо, свои святые Небесные Покровители и Герои.
Именно с этого периода Сибирь зажила новой православной жизнью, развиваясь и преумножая своими дарами всю Россию. Нарым - первый населенный пункт Нарымского края, который строился по заветам отцов. В центре города был воздвигнут православный крест, а рядом с ним поставлен киот (особо украшенный шкафчик, часто створчатый, или застекленная полка для икон), с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. И в 1612 году был построен первый храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В конце 17 века Покровская церковь в Нарыме была перестроена в двухъярусный собор Всемилостего Спаса с нижними алтарями Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. Описания старинных сибирских храмов позволяют представить архитектуру и убранство Спасского собора. Прямоугольный в плане, он напоминал затейливо крытые хоромы, с востока к которым прирублен небольшой с запада – низкий притвор. Все просто, как и само православие, но в то же время, берущее за душу, наполняя сердце нежностью и благодатью. Спасский собор был духовным центром Нарыма. Здесь совершались церковные и государственные торжества, зачитывались царские указы, с почтением встречались и провожались послы, передавались от воеводы к воеводе городские ключи, проводились народные праздники, чествовались за благие деяния служилые и посадские люди. В такие дни по вечерам горожане устраивали яркую иллюминацию. Во дворах они зажигали факелы, масленые плошки и фонари. Панорама города в то время имела весьма выразительный вид: 7 высоких башен, а над ними величаво возносится ввысь шатер Спасского собора. Не меньший восторг у жителей Нарыма и у приезжих людей вызывали колокольные звоны, упадающие, казалось, из поднебесья. Они будто душу омывали и наполняли ее чистотой и первозвучьем.
В 1734 году Безымянная протока размыла и разрушила южную стену кремля старинного Спасского собора. Три года спустя, на северной стороне города, начал возводиться новый деревянный двухъярусный собор Всемилостего Спаса с теми же алтарями. В конце 17 - начале 18 века в северной части Нарыма, получившей в среде казаков название Камчатская слобода, был срублен еще один храм - деревянная шатровая Крестовоздвиженская церковь. Она стала второй после Спасского собора духовной доминантой Нарыма. От южной части Нарыма ее отделяла Безымянная протока, по обе стороны которой располагалась речная пристань. С появлением Крестовоздвиженской церкви Нарым распался на самостоятельные крепости, каждая из которых имела свой храм.
Полвека спустя, когда казачья слобода со всеми постройками сильно пострадала от пожара, Крестовоздвиженская церковь была возведена заново в центре Нарыма.
Строительство Крестовоздвиженской церкви в Нарыме завершилось в 1766 году. Имела она два придела, один был посвящен Успению Божией Матери, другой - покровителю сибирских казаков Николаю Чудотворцу. А вскоре в Нарыме, в третьей его части под названием Заполой, появилась первая кладбищенская церковь.
Таким образом, в середине 18 века сформировался целый ансамбль Нарымских храмов, которые и определили в дальнейшем его градостроительную панораму.
10 августа 1775 года, после капитального ремонта, вновь был освящен Спасский собор. Однако уже через пять лет архиепископ Тобольский и всея Сибири Варлаам указал поставить вместо деревянного собора каменный – с прежним верхним Спасским алтарем и нижними приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. И потянулись из Томска в Нарым обозы с кирпичом, известью, железом и прочими материалами, а назад - с ценной рыбой, кедровыми орехами, целебной ягодой и отборной пушниной. Все это обменивалось или продавалось на Томском гостином дворе. Тем же зимним Нарымским трактом доставлялись из Томска колокола нарымских храмов. На строительство первого в Нарыме храма ушло без малого девять лет.
Вид на Нарым с Безымянной протоки. Видна Спасская церковь. Из фондов Нарымского музея политической ссылки.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки.
В 1831 году к Крестовоздвиженскому собору были приписаны Спасский собор и Петропавловская кладбищенская церковь Нарыма, а также молитвенный дом (в 1911 году он станет Никольской церковью) и духовно-приходская школа в деревне Алатаево, расположенная южнее Нарыма.
4 апреля 1883 года Спасский собор и вовсе был закрыт. Основное его имущество перешло к Крестовоздвиженскому собору, а сам он стал первым церковным музеем и архивом Нарымского края.
Познакомиться с памятниками и документами, хранящимися здесь, ощутить в стенах намоленного храма течение времени, прикоснуться к истокам приходили не только нарымчане, но и гости города разных чинов и званий. В 1868 году томский архитектор А.Б. Вальницкий составил новый план Нарыма с центральной, названной в честь собора, стоявшего здесь, Крестовоздвиженской улицей.
Много именитых гостей побывало в Нарыме. 7 июля 1891 года, возвращаясь из путешествия вокруг Азии и закладки во Владивостоке транссибирской железной дороги, в Нарыме побывал цесаревич Николай, будущий император России. На пристани, куда причалил теплоход «Николай», для его встречи был устроен роскошный, поистине царский павильон. Под звон колоколов от Крестовоздвиженского собора навстречу ему двинулся крестный ход с иконой Абалацкой Божией матери «Знамение». В нем участвовало немало инородцев края. Все они пели гимн «Боже Царя Храни».
С 1894 года при Крестовоздвиженской церкви стала действовать церковно-приходская школа, с этого же года в приходской школе Нарыма работает законоучителем Никольский Николай Николаевич, назначенный в 1895 году наблюдателем за церковными школами благочиния. Была здесь и читальня. Церковный староста - потомственный почетный гражданин Томска, один из основателей Нарымского церковно-приходского попечительства А.Д. Родюков - построил для нее в соборном саду летний павильон, привлекавший всех, кто хоть немного знал грамоту или хотел ее узнать. С 1901 года священники стали законоучителями первого в Нарыме городского училища гражданского ведомства. Сам собор с его церковной библиотекой давно превратился в учебно-просветительский центр Нарыма.
Приходская школа г. Нарыма. Из фондов Нарымского музея политической ссылки
В годы русско-японской войны (1904–1905) и Первой мировой войны (1914–1918) при Крестовоздвиженском соборе был организован сбор средств на нужды армии и флота.
В 1916 году в Нарыме побывал епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский). Владыка озаботился состоянием Спасского собора. По его указанию были произведены обмеры и фотоснимки храма, сделана опись хранившихся в нем памятников церковной старины, а епархиальный архитектор инженер Н.Б. Баумгартен и губернский архитектор А.И. Лангер получили задание разработать очередной проект укрепления берегов подступившей к собору Безымянной протоки. Но этот проект так и остался неосуществленным. Время революций, Первой мировой войны и наступление речной стихии оказались сильнее. Сначала воды подточили собор, а когда он был разрушен, поглотили остатки его фундамента.
Особая страница в церковной истории Нарымского края – время массовых репрессий 20–30-х годов прошлого столетия. Уже в 1923 году сюда были сосланы патриарший местоблюститель митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский; отбывал ссылку в Колпашево) и викарный епископ Виктор (Островидов) (оба канонизированы в 2000 году), архиепископ Архангельский Антоний (Быстров), епископы Вятский Павел (Борисовский), Вязниковский – Корнилий, Старорусский – Иоанникий (Сперанский), Ижевский – Стефан (Бех), Саратовский – Досифий (Протопопов), Олонецкий – Евфимий (Лапин), епископ Дорофей.
Тогда же пострадали и нарымские храмы. Крестовоздвиженский собор и приписанная к нему Петропавловская кладбищенская церковь, перестроенная в 1893 году в готическом стиле – с высокой колокольней, остроконечным шпилем, стрельчатыми окнами и контрфорсами, были закрыты, а в тридцатые годы разобраны до основания. С тех пор Нарым потерял свой исторический храмовый вид, запечатленный на многих снимках, открытках, рисунках, слился с полосой берега и окрестных лесов, во многом утратив свое живописное очарование. Пришлось его верующим на большие христианские праздники отправляться в ближайшую Воскресенскую церковь, сохранившуюся в Тогуре, или добираться до томских храмов.
Летом 1956 года Нарымский край посетил известный православный миссионер, «Апостол Камчатки», создатель Дома Милосердия в Харбине, устроитель первого русского храма на Цейлоне, автор книги «Православие в Сибири» митрополит Новосибирский Нестор (Анисимов). В Тогурской Воскресной церкви он произнес проповедь, посвященную судьбам отеческой веры. Затем состоялась его беседа с настоятелем церкви, бывшим князем Константином Шаховским. Отец Константин поведал владыке историю Тогурского храма и обратил его внимание на иконы, которые были перенесены сюда из Крестовоздвиженского собора Нарыма.
В 1989 году по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона на древнем волоковом пути селькупов Средней Оби и Нижнего Чулыма под Могочино и в самом Могочино были основаны Преображенский и Свято-Никольский женский монастыри. Это ознаменовало начало возвращения в бывший Нарымский край монашества. И оказалось, что немало есть людей, которым желанна «жизнь иноческая, покаянная, смиренная, равноангельская», наполненная трудами и молитвами.
А в Парабели была поставлена новая каменная Преображенская церковь. Теперь уже в ее приходе оказался оставшийся без своего храма Нарым. Надолго ли? Время покажет. А пока, начиная с 2003 года, каждое лето в Нарым из Томска на белых суднах «Святая Мария» и «Святая Домна Томская» совершается водный крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца, хранимой в селе Семилужном. Как и столетия назад, звучит здесь церковный хор, совершаются Божественные литургии, обряды крещения, раздаются духовные книги, иконы, проповедуется живое евангельское слово.
Как тут не вспомнить слова историка и писателя Петра Словцова (1767–1843): «В храмах сосновых и кедровых, явившихся по берегам рек, сыны России, странствовавшие между стойбищ и мечетей, начали возносить славословие Богу Триединому; в них (монастырях) души, может быть, угрызениями совести, начали отдыхать духовно, как в древности сыны Израиля телесно отдыхали при источниках Элима, осенявшихся финиковыми пальмами... Еще царь Борис разумел эту жажду православных и соорудил церкви в городах и острогах, поставленных во дни его царствования. Он украшал алтари иконостасами, царскими вратами, утварью, посылал церковные книги, свечи, и все это шло из самой Москвы, и это, как родное, радостно напоминало про Святую Русь русским, так далеко зашедшим за камень».
Справка составлена в Нарымском музее политической ссылки (филиал ТОКМ). 2015 год