Добавлено 966 историй
Помочь добавить?
ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА ЯРСКОЕ

ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА ЯРСКОЕ

Чудотворная икона Введение Божией Матери во храм из села Ярского. Фото с литографии П.М. Кошарова, 1885 г. Фонд редких книг НБ ТГУ

Уже в 1729 году в центре села возведена первая деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1773 году возвели двухэтажный каменный храм. В холодном нижнем этаже был храм с пределом во имя Николая Чудотворца, а на втором этаже – теплый храм с пределом во имя Введения во храм Пресвятой богородицы. «Обычно протяженная композиция села с одинаковой по высоте застройкой оживляется каким-либо высотным центром – церковью, звонницей или пожарной вышкой, расположенной в центре села», Е.А Ащепков. На этом основании предположим, что Введенская церковь в Ярском также была композиционным центром села.

Чертежи или иные изображения первой церкви не сохранились. Имеется фотография, сделанная с реки Томи, предположительно 1890 г.

 

Введенская церковь села Ярское вид с реки Томи.  Предположительная дата съемки 1890-е годы

Построенная каменная церковь без колокольни была предположительно выполнена по проекту архитектора Якова Михайловича Набалова, ученика Константина Андреевича Тона. В 1891 году был выполнен епархиальным архитектором Юзефом Юльевичем Шраером проект пристройки колокольни к существующей церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Проект на пристройку колокольни к существующей двухэтажной церкви, Томской губернии и округа в селе Ярском. Материалы из фондов ГАТО Ф. 3. Оп. 41. Д. 179.

Как правило церковь олицетворяла собой крупный населенный пункт, давала статус села, на основе церковного прихода могло формироваться административное деление на волости. В 1910 году церковь владела 95 десятинами земли, прихожан на 1914 год насчитывалось 3037 душ.

Церкви были важным явлением жизни путешественников. Жизнь русского человека в XVIII века – начала ХХ веков во многом определялась православием, формируя на селе крестьянскую культуру и организацию крестьянских общин: «Развитое чувство коллективизма, явно выраженное единомыслие, царящее в крестьянской среде, стремление оправдать любое действие, одобряемое большинством («по воле мира») – эти качества в российских условиях проявлялись особенно ярко в связи с глубокими традициями жизни общины», Т. Шанин.

Общий вид северного фасада здания детского сада. ГАТО Ф. Р-1317. ОП. 3. Д. 8860. Дата съемки 1983 г.

Введенская церковь была разобрана в 1937 году и на ее фундаменте был построен деревянный детский сад (рис. 8), который функционировал до 2010 года. 4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась закладка камня в основание будущей церкви. Проект восстановления церкви выполнил архитектор О.В. Лещинер. На 2022 год храм находится на стадии возведения.

Эскизы к проекту воссоздания церкви, Архитектор О. Лещинер