Авторская выставка Нины Михайловны Браневской
от уже пять лет как Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова работает над проектом «Сибиряки вольные и невольные». В его архиве – более 250 личных историй, и за каждой – живые люди с их судьбами, радостями и бедами. Семейную историю можно рассказать по-разному: через сжатую строгость официальной биографии, через размышления художественного текста или журналистского материала, через живую, непричесанную речь интервью. У нас есть даже автобиографические поэмы.
Но семейную историю можно не только рассказать. Нина Михайловна Браневская предложила свой вариант. Она шьет кукол…
Коротко об авторе:
Браневская Нина Михайловна, 1949 г.р., родилась в Асино. Закончила ТИАСУР в 1972 году. Работала в НИИ Электромеханики в г. Томск, в Асиновском филиале Лесотехникума, Асиновском филиале Сельхозтехникума и Асиновской школе № 2. Общий педагогический стаж - 35 лет. В настоящее время проживает в г. Томске.
Специального художественного образования не имеет. Кукол начала делать в 2014 году. За каждой куклой стоит её личная история, которую Нина Михайловна часто берёт из жизни.
Серия «Труженики тыла Асиновского шпалозавода» была создана в 2016 году.
Нина Михайловна так рассказывает об этой серии:
«Эта группа кукол задумывалась мною как дань памяти тем, кто выстоял в тылу, а потом начал строить новую жизнь».
Сама Нина Михайловна родилась после войны, но в те годы память о Великой Отечественной была настолько свежа и болезненна, что ребенку было нетрудно понять, о чем идет речь. Именно воспоминания о детстве породили эти живые образы: женщины, эвакуированной из ленинграда, ее дочки с куклой и молодого парня из Трудармии, одетого в галифе и телогрейку не по росту.
Образы Нины Михайловны нестереотипны. Так, например, женщина, вырвавшаяся из блокадного ада, выглядит весьма нарядной, на ней хорошее пальто и красивый пуховый платок. Впрочем, против истины художник не погрешила:
«В Асино было много эвакуированных из Ленинграда. Они отличались от сибирских женщин манерой держаться, ухоженностью и дорогой, довоенной ещё, одеждой. В её одежде сочетаются дорогое довоенное пальто и пуховый платок с валенками, верхонками и грубой большой сумкой. Эту куклу я сшила к 29 января, дню снятия блокады города-героя Ленинграда. Рядом с ней девочка с большой красивой куклой. Представительница поколения, на плечи которого легла непомерная тяжесть страха, голода, потерь. Но, несмотря на все беды, дети тоже, как и сегодня, учились в школе и играли в куклы.»
Еще одна детская фигурка – первоклассник, который идет в школу. В самодельной холщовой сумке букварь. А в мальчишеской голове мысли о том, что неплохо было бы сбежать на фронт и бить фашистов.
Кукол Нины Михайловны Браневской хочется разглядывать и придумывать про них истории. В лицах взрослой женщины и девочки видится сходство: огромные синие глаза, белая кожа и аристократические черные брови. Мать и дочь – обе нежные, хрупкие, из интеллигентной городской семьи. Испытавшие за пару лет столько, сколько иным и за жизнь не пережить. И несломленные. Девочка чему-то весело улыбается и смотрит на мир с любопытством и доверием. Мать, работая на тяжелом производстве, не забывает о том, что она – не просто женщина. Она красивая женщина. Война окончится, и они будут жить. Жить и радоваться жизни, несмотря ни на что.
«Для тяжелой работы в лесной промышленности рабочих вербовали в Центральной России. – поясняет историю еще одного героя выставки Нина Михайловна. - Тут были и мордва, и чуваши, и другие народы. Часто рядом с эвакуированными трудились ссыльные немцы. Несмотря на высокий рост – даже телогрейку по размеру не смогли подобрать! - парнишка в галифе еще подросток, и наверняка тоже мечтает о том, чтобы уйти на фронт и бить фашистов».
Сама Нина Михайловна не раз упомянула, что этот парнишка напоминает ей ее родного брата. Но он старше на целое поколение.
А вот работница в телогрейке и инвалид войны – это бесхитростно рассказанная подлинная история жизни и любви родителей художницы.
«Мои родители познакомились в Асиновском ЛПК. Маму, деревенскую девушку, прислали на работы, чтобы она могла заработать для своего колхоза в Первомайском районе пиломатериалы. Она трудилась разнорабочей. Папа после тяжелого ранения имел инвалидность I группы. Но время не располагало к отдыху. Едва окрепнув, он устроился работать нормировщиком на шпалозавод. Там и познакомился с мамой, - комментирует Нина Михайловна. – Поженились они позже. После ранения и контузии папа ходил с костылем, сильно мерз. Он стеснялся своей инвалидности и боялся, что только испортит жизнь девушке, которую очень любил».
Браневский Михаил Васильевич родился 8.11.1923 года. Призван на фронт в августе 1941 года Асиновским РВК. Участвовал в боевых действиях 1945 гаубичного артиллерийского полка 5-й корпусной артиллерийской бригады Калининского фронта с августа 1941 по октябрь 1943 годов. Под Ржевом был легко ранен и контужен, после серьезного ранения в марте 1944 года был комиссован и демобилизован. Награды: Ордена Славы III степени, Отечественной войны I степени. Медали: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Работал на Асиновском ЛПК нормировщиком. Умер 2.08.1984 года. Похоронен в Асино на старом кладбище.
К семейной истории можно подходить по-разному. Передавать ее изустно, от стариков – к детям, как было заведено веками. Или, с осознанием значимости событий, в которых тебе довелось принять участие, написать воспоминания. Или, сознавая свою ответственность перед грядущими поколениями, взяться за изучение родословной.
А можно и так - по-доброму, с любовью и благодарностью к своим родителям, вынесшим на плечах эту войну.